«Абсолютный Брахман находится вне пределов достижения знания или незнания. Это и удерживает человека от постижения Абсолюта. Абсолютный Брахман вне пределов достижения Майи, потому что Майя – или видья или авидья. Видья Майя и авидья Майя, и то и другое существует в этом мире» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ЙОГА ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГАСвами Сатьянанда Сарасвати | Что такое йога?  

 

 

 

     
       Свами Сатьянанда Сарасвати

 

 

     "Что такое йога?"

 

 

 

       Искатели истины!

 

 

     Для того, чтобы избежать неправильного понимания науки йоги, открытой мудрецами прошлого, мы посвящаем ей первую лекцию. Первое упоминание слова "йога" встречается в Ригведе, одной из самых древних книг человечества, где говорится, что Брахма, Творец вселенной, поведал о науке йоге Хираньягарбхе или "Золотой Утробе". В индийской мифологии Брахма или Творец олицетворяет собой творческие силы человеческой личности и космоса. В каждом из нас существует космическое искусство творения, представленное в Ведах в виде мифологического Брахмы, который рассказал людям о йоге.

 

 

     Мудрецы древности тщательно проверили эту науку. Во время занятий в состоянии медитации они испытали вспышки света в области бессознательного, его расширение и выход на уровень космического сознания. Эти переживания вдохновили их на серьезное исследование йоги. Начиная со времен Ригведы они неутомимо исследовали все мистическое и тайное, бессознательно и сверхсознательно возникавшее в человеческом уме. Затем появились Упанишады, предпринявшие попытку придать йоге конкретное выражение. Наконец, наука йоги была сформулирована великим мудрецом Патанджали в его "Йога-сутрах". Сегодня афоризмы йоги Патанджали с комментариями переведены на многие языки мира. В самом начале сутр Патанджали дает определение йоги как полного контроля над узорами сознания.

 

 

     Индивидуальное осознание человека проявляется в различных состояниях сна со сновидениями, в переживаниях, которое он не в состоянии контролировать. Очевидно, что можно обуздать присущую сознанию человека энергию, осознать присущие ему великие силы. Таким образом, каждый человек обладает присущими ему силой, знанием и пониманием, которые являются неотъемлемой частью его личности. Обладая сознательным умом, человек становится хозяином собственного положения, совершая много чудесных открытий. Однако насколько больше он сможет воплотить, когда овладеет подсознательными и бессознательными силами!

 

 

     Когда мы говорим, что йога представляет собой процесс, с помощью которого мы обретаем власть над всеми состояниями сознания, это значит, что йога дает человеку возможность проникнуть в иные сферы собственного сознания и увидеть то, что в них скрыто. Ночью во время сна вы входите в бессознательное состояние. Если во время глубокого сна в бессознательном состоянии вы сможете сознательно проявить свое сознание и стать свидетелем своему бессознательному состоянию, тогда вы узнаете о себе гораздо больше того, что вы знаете в настоящий момент. Если подобно тому, как вы слышите мою речь, вы сможете развить в себе сознание, что вы спите во время сна, тогда вы сможете узнать о жизни гораздо больше, чем представляете себе в настоящий момент.

 

 

     Но когда мы спим, мы беспомощны. Мы спим потому, что должны спать, а не потому, что хотим этого. И тот промежуток времени между тем моментом, когда вы ложитесь спать и впадаете в бессознательное состояние и моментом, когда вы встаете утром - знаете ли вы, где вы были ночью? Вы находились в комнате, полной силы, где есть кнопки, с помощью которых можно контролировать электрические приборы сознания; в этой комнате также есть определенные книги. Но мы не обращаем на это никакого внимания. Ведь мы беспомощны! Мы заходим в эту комнату и выходим оттуда с пустыми руками. Мы видим, как всё проходит мимо, но не можем с этим ничего поделать. Мы загипнотизированы и находимся в бессознательном состоянии.

 

 

     Существует ли метод, с помощью которого можно развить состояние осознания, более высокое состояние сознания, состояние пробуждения в темной комнате, полной скрытого знания? Когда мы заходим в комнату, наполненную огромной потенциальной энергией и знанием во время сна, можем ли мы открыть глаза и увидеть то, что там находится? Это станет возможным, если мы будем контролировать узоры своего сознания таким образом, что в то время как одна часть нашего сознания ложится спать, другая его часть остается пробужденной и этой пробужденной частью сознания мы исследуем спящее сознание. Поэтому йогу можно определить несколько по-иному: как метод, с помощью которого мы можем сохранять индивидуальное сознание даже в бессознательном состоянии. Развитие этого осознания осуществляется через медитацию и развитие силы воли. В данных практиках определенный символ, мантра или точка осознания без каких бы то ни было изменений переносится из сознательного состояния в подсознательное, из подсознательного - в бессознательное и, наконец, из бессознательного в сверхсознательное.

 

 

     Иногда йогу определяют как метод развития подсознательной и бессознательной областей сознания, но это определение не является совсем правильным, потому что развитие подсознательного и бессознательного представляет собой естественное развитие вашей личности. Вы можете развить в себе эти качества и не прибегая к практике йоги. Каждый вечер вы ложитесь спать, каждую ночь вам снятся сны; даже если вы не занимаетесь йогой, вы спите и видите сны. Поэтому йогу нельзя определить как способ развития подсознательного и бессознательного, это скорее метод осознания подсознательного и бессознательного.

 

 

     Когда йога используется для развития подсознательной и бессознательной областей психики, она превращается в гипноз. Но когда йога используется для видения подсознательного и бессознательного, тогда ее можно назвать собственно йогой. Конечно, в йоге определенная стадия включает в себя гипноз, так как он приводит к состоянию расслабления. Когда вы стараетесь отвлечь свое сознание от объектов внешнего мира, вы должны расслабиться, что неизбежно несет в себе определенное состояние гипноза. В этом нет никакого вреда.

 

 

     Когда ваше сознание отвлечено от внешнего мира и направлено внутрь себя, оно просто соскальзывает в подсознательно состояние, тогда ему необходимо дать имя, определенную форму, создать символ или гипотетический центр сознания. Таким образом, при переходе из сознательного в подсознательное состояние необходимо поддерживать определенный уровень осознания.

 

 

     Если вы выйдете из внешней комнаты вашего сознания и войдете в его внутренние покои, а уже оттуда в самую сокровенную комнату, если в это время вы сможете без каких-либо изменений и уменьшения уровня осознания поддерживать сознательное состояние - это является подлинной йогой. Но если ваше осознание уменьшается и достигает состояния угасания, тогда вы не занимаетесь йогой в том смысле, в каком ее нужно практиковать.

 

 

     При переходе к подсознанию, когда человек ничего не понимает, а координация между интеллектом и опытом, между способностью понимать и переживанием отсутствует, медитация становится неверной. Несмотря на присутствие духовного опыта, нет его понимания и осознания.

 

 

     Поэтому теперь я дам третье, дополнительное определение практики йоги. Йога представляет собой процесс дегипнотизации подсознательного и бессознательного состояний человека. Поэтому йога является процессом познания, осознания, понимания, рассмотрения и завершения духовного опыта. Именно так мы определяем йогу. Первое определение состоит в том, что мы назвали йогу искусством, с помощью которого мы обретаем совершенство над всеми состояниями осознания. Второе определение йоги: йога является искусством, с помощью которого мы становимся свидетелями всех переживаний. Третье определение йоги: она представляет собой процесс дегипнотизации всех состояний сознания.

 

 

     Теперь я поясню буквальное значение слова йога. На санскрите слово "йога" означает "соединять". Когда два человека расстаются друг с другом, на санскрите это называется "ви-йога", что означает разделение или расставание. Когда два человека или два объекта приходят друг к другу, тогда возникает е-динение, со-единение. Проблема состоит в том, кто встречает кого, потому что во время практики йоги чаще всего происходит не процесс соединения, а процесс разъединения, ибо во время практики медитации мы отделяем самих себя от внешнего сознания: мы прекращаем слышать, мы перестаем думать, понимать, переживать внешнее окружение. Является ли это раз-единением или со-единением?

 

 

     Во многих книгах, не только в "Йога-сутрах" Патанджали, но и в "Бхагавад-Гите" и в книге о йоге мудреца Васиштхи "Йога-Васиштха" написано, что индивидуальное осознание, освобожденное от оков чувственного мира и объективных переживаний, становится единым с космическим осознанием. Согласно Веданте, то осознание, благодаря которому вы познаете меня и я вас, я вижу вас и я знаю, что я делаю, с помощью которого человек познает свое окружение и переживает настоящее, прошлое и будущее - это осознание является лишь небольшим частным проявлением космической силы и космического сознания. Поэтому для обозначения данного отличия в Веданте существует два слова: джива или индивидуальное осознание и Атман или космическое осознание.

 

 

     Когда осознание работает через интеллект, ум, через органы чувств и физическое тело, известно как индивидуальное осознание. Когда с помощью процесса отрицания сознание выдворяется из внешнего мира, от тела, ума и его связей; когда оно полностью освобождается от связи с Пракрити, отделяется от более низкого уровня бытия и функционирует без любых посредников, тогда познается космическое сознание.

 

 

     Когда сознание функционирует через органы чувств, оно называется чувственным сознанием; когда оно работает посредством тела, оно называется телесным сознанием; через интеллект - интеллектуальным сознанием; через ум - умственным сознанием; когда оно работает подавленно, оно называется подсознанием; когда оно работает без любой формы, оно называется бессознательным. Но когда сознание, обладая своей естественной природой, работает без любых посредников и грязных фильтров, тогда оно известно как космическое осознание, божественное осознание и трансцендентальное осознание.

 

 

     Знание является частью сознания. Поэтому неправильное знание и его отсутствие также являются частями нашего сознания. Они представляют собой просто более низкие формы сознания: повседневное сознание, индивидуальное сознание.

 

 

     Вы слушаете мою речь - ваше осознание работает посредством слуха. Я смотрю на вас, и вы смотрите на меня - наше сознание функционирует посредством зрения. Я думаю о предмете моей речи - мое сознание работает на уровне интеллекта. Таким образом, чистое, бесформенное и безымянное осознание получает имя и форму. Именем является зрительное, слуховое и ментальное осознание.

 

 

     Кто испытывает боль и радость? Кто понимает объекты и делает ошибки? Индивидуальное чистое осознание, но через различных посредников. Наше сознание подобно бесформенному свету, перед которым прокручивается фильм восприятия, слушания, чувствования, познания, движения, истинного и ложного понимания. Мы видим все, что происходит перед нами, потому что этот мир является игрой нашего восприятия, выражением сознания через различных посредников и фильтры. Когда вы уберете эти фильтры, не будет света, осознания и опыта. Будет существовать только одно восприятие, о котором я и расскажу вам. Более того, при потере чувственного восприятия сознание человека не умирает. Оно не перестает существовать. Оно существует без ограничений во всех местах и состояниях, независимо от присутствия или отсутствия посредников или фильтров. Истина заключается в том, что даже если меня когда-то не было, мое сознание может существовать, будет существовать и уже существовало.

 

 

     Именно это я понимаю под йогой. Йоги знают определенность существования сознания, даже если человек умирает. Они открыли, что в каждом человеке есть некая часть, которая может существовать без любых посредников. Они стали самостоятельно разрабатывать способы развития данного состояния. Поэтому можно дать четвертое определение йоге: йога является процессом, с помощью которого вы можете освободить ваше сознание от любого посредника или знания. Другими словами, йога является процессом, с помощью которого ваше сознание может работать с полным знанием и опытом, но без различных посредников и ограничений. Это и есть состояние сверхсознания.

 

 

     Йогические тексты говорят, что сверхсознание может видеть без глаз, думать без ума, слышать без ушей и чувствовать без любых посредников. Оно не получает знания из внешнего мира, потому что знание - его природа; оно не получает опыт из внешнего мира, потому что опыт - его природа. Космическое сознание не подвержено времени или какому-нибудь объекту, потому что оно однородно и бесконечно. И оно существует в каждом из нас.

 

 

     Таким образом, йога является искусством и методом борьбы со своим собственным умом; это процесс, с помощью которого вы сможете освободить свой ум от ограничений и в этом окончательном состоянии освобождения обретете больше знания, света, мира, покоя, понимания, мудрости и бесконечной радости.

 

 

     Для большинства людей, живущих в обществе, постоянно подверженных стрессу, разочарованию и заблуждению, находящихся под прессом ежедневных забот, йога является методом обретения спокойного и сбалансированного ума. Тем, кто занимается бизнесом, политикой и общественной деятельностью, йога дает релаксацию и служит своеобразным ментальным тоником. Для того, кто пытается развить свои способности и раскрыть потенциальные возможности, йога должна прокладывать путь к мастерству и самодисциплине, самоконтролю и более высокому предназначению. Для того, кто предан Богу или принадлежит определенной религии, чей ум неспокоен, кто не может концентрироваться во время молитвы, йога должна быть методом, который сделает его более искренним и честным, а его молитвы однонаправленными. Йога укажет Путь. И для того, кто хочет достичь самадхи, развить в себе высшие состояния сознания, состояния сверх-осознания, я уверен, что для такого человека не существует другой практики, отличной от йоги.

 

 

     В течение короткого время трудно рассказать, что значит йога для каждого из нас, потому что для трех миллионов людей йога будет иметь три миллиона определений. Поэтому пусть мое окончательное определение будет следующим: йога является наукой о сознании. Потому что йога является наукой о личности и развитии ее творческих способностей. Приходите к йоге, и вы поймете, что вам есть что дать людям, есть чему научиться и есть что приобрести.



     Отель "Мандарин", Гонконг

 

 

 

     (перевод Бродова А.А. - старшего)

 

 

 

      (С) Веданта.ру

 




      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100