«Пока существует влечение к мирской жизни и желание мирских вещей, имеется привязанность к телу. По мере того, как уменьшается влечение к миру, ум устремляется к Атману или истинной сущности, и тогда привязанность к физическому телу ослабевает. Когда влечение к миру совершенно исчезает, приходит самопознание, и Атман отделяется от физического тела» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

ЙОГА ОТ БЕРЕГА ДО БЕРЕГАПостижение Бога и современная жизнь  

 

 

 

     
       Свами Сатьянанда Сарасвати

 

 

    "Постижение Бога и современная жизнь"

 

 

 

      В настоящее время даже последние научные открытия, технологический прогресс, прекрасно организованные социальные, политические и экономические организации не в состоянии разрешить ментальные и духовные проблемы человека. В действительности, чем больше развивается цивилизация, тем больше увеличиваются человеческие страдания. Чем дальше мы проникаем в область материи, тем сильнее наше разочарование. Все большее число людей прибегает к помощи транквилизаторов, быстро растет количество самоубийств и преступлений несовершеннолетних. Человек не в состоянии осознать эти тревожные факты. Откровенно говоря, современная жизнь предъявляет человеку слишком высокие требования: у него не хватает необходимой ментальной энергии и силы. Интеллектуальные запасы человека выросли до огромных размеров, проникая в скрытые сферы знания, и все же он остается практически безграмотным в отношении самого себя. Пришло время направить свои усилия на обретение самопознания.

Когда мы изучим метод погружения внутрь самих себя, станет возможным полное прекращение страданий.

 

 

       Для борьбы с тоской, болью и страданием необходимо найти их главную причину в более глубоких слоях сознания. Каким образом это можно сделать?

 

 

       Существует ясный метод, с помощью которого человек может обнаружить причину страданий и ознакомиться с ее содержанием. Из метафизики мы знаем, что на любом уровне главной причиной всех проблем является авидья или невежество. Великие духовные личности, овладевшие техниками проникновения в более глубокие измерения ума, свидетельствуют, что основной причиной недугов человека является невежество.

 

 

       Индийские риши и муни любили экпериментировать. В действительности, на протяжении многовековой истории индийской культуры предпринимались неоднократные и постоянные попытки по открытию и популяризации методов, с помощью которых можно прекратить бесконечные и мучительные страдания человечества. Однако по большей части люди свысока смотрели на их предписания и зачастую неверно истолковывали их пожелания.

 

 

       Возможно, вы знакомы с такими различными категориями веданты, как реальность, однородное сознание, майя, авидья, иллюзия или так называемая видимость. Гораздо более важным является познание метода, с помощью которого человек может получить личный опыт данных категорий. Разве обычное интеллектуальное познание провозглашенной в Упанишадах истины может считаться достаточным?

 

 

       В целом, существует два способа получения знания: первым является косвенный или опосредованный способ, в котором чувства, разум и интеллект являются посредниками. Вторым способом познания является прямой и непосредственный; он обладает трансцендентальной природой, так как представляет собой познание через бытие. Здесь услуги таких посредников как разум отбрасываются в сторону и субъект получает непосредственный контакт с объектом.

 

 

       Долгое время ведантистские исследователи шли по пути веданты, который состоял из слушания и созерцания. Они ограничивали себя только интеллектуальным уровнем, их убеждения в подлинности наивысшего никогда не проникали дальше интеллекта. В результате зачастую они становились жертвами собственных страданий.

 

 

       Несмотря на смелые утверждения о божественности души, когда я смотрю на мир с его сложностями, противоречиями и испытаниями, ставшими неотъемлимой частью нашей жизни, мне сложно пойти с ним на сделку. Есть свет, однако он мерцает. Я поясню это одной притчей. Стояла темная ночь, ученик был напуган. Гуру зажег спичку, которая осветила пространство вокруг него, ученик стал спокойным и неподвижным; но спичка догорела и вокруг снова стало темно. Ученик снова испугался и была зажжена следующая спичка, которая опять принесла временный свет; до тех пор, пока она горела, ученик оставался спокойным и мужественным. Наступившая темнота продолжалась до рассвета, прогнавшего страх темноты.

 

 

       Аналогичным образом, интеллектуальное знание и смелые утверждения подобны мерцающему свету горящей спички, они приносят лишь кратковременные тишину и покой. Чтобы понять трудности, с которыми сталкивается человек и сделать его более сильным в обществе, семье, экономической и политической жизни, чтобы он смог встретить превратности судьбы с достоинством, мужеством и полным пониманием, необходимо открыть источник постоянного света.

 

 

       Для того, чтобы обрести его, мы должны обратиться к йоге. Она представляет собой особый метод, не связанный с образом жизни; в нем нет требований многочасовой практики, ибо даже незначительная практика йоги приносит облегчение. Тем не менее мы должны обладать фундаментальными представлениями о йоге, которая вовсе не представляет собой обычную практику асан и пранаямы. Я не имею ничего против асан и пранаямы. Пожалуйста, не поймите меня неправильно, сами по себе они очень хороши. Они помогают телу, приносят спокойствие и регулируют секрецию внутренних желез, они представляют собой удивительную науку, открытую нашими предками, однако они не являются полной йогой.

 

 

       Также йога не должна пониматься как единственное средство развития психических способностей, когда подсознательный разум вступает в контакт с сознательным и человек обретает такие способности, как телепатия, ясновидение и яснослышание. Я не говорю, что они не являются практикой йоги, в действительности они представляют собой только ее часть. Проблема заключается в человеческом страдании. Необходимо сделать ясное утверждение, что до тех пор, пока в глубине медитации путем временного отстранения осознания от любых форм внешнего опыта человек не постигнет свое истинное "я", не низшее "я", а высшее "я", он не в состоянии преодолеть страдание. Именно йога надлежащим образом способна поднять его от сознательного, подсознательного и бессознательного и привести к сфере сверхсознания. Можно называть это самадхи или постижением Бога, нирваной или как вам будет угодно, однако существует личное состояние осознания, которое постоянно расширяется.

 

 

       В последнее время я много размышлял об одной проблеме. Она состоит в следующем: животные живут на инстинктивном плане. Они реагируют инстинктивно и не осознают того, что делают. Но у людей есть способность осознания, которой они не пользуются, потому что, подобно животным, живут в основном на инстинктивном плане. Мы движемся, но мы не знаем, что мы движемся. Необходимо преодолеть инстинктивный план и пользоваться способностью осознания, которая является особым даром человеку. Мы должны научиться жить на плане осознания.

 

 

       Осознание, проявляющее себя в момент рождения человеческого существа, носит название "джнянам". Джнянам является не обычным знанием, но осознанием. Мы осознаем, что делаем и думаем, что уже сделали и что будем делать. Мы осознаем факт собственной жизни. Если бы у меня было свободное время и я бы имел возможность заниматься моей садханой или духовной практикой, тогда на протяжении целого дня я бы воспевал факт "я существую" и осознавал, что я существую. Мы должны усилить это осознание, которое получило развитие именно у человека, причем его продолжительность по времени должна возрастать. Чтобы мы ни делали, необходимо делать это с полным осознанием. Йога является методом, с помощью которого мы можем развить этот вид осознания до такой степени, чтобы в конечном итоге он полностью отделился от телесного осознания.

 

 

       Сейчас я осознаю, что говорю о йоге. Я осознаю, что это осознание едино с телесным осознанием, с умственным и чувственным осознанием. Когда я знаю, что существую, я также осознаю, что у меня есть тело. Это осознание не очищено, оно не является нечувственным осознанием. Это чувственное и физическое осознание. Тем не менее, это осознание и в этом нет никаких сомнений. Теперь это осознание нужно постепенно отделить от грубого сознания, шаг за шагом, пункт за пунктом; оно должно оставаться невредимым и продолжать расширяться. Все элементы - физические, чувственные, ментальные и психические - нужно убрать от тела. В этом смысле йога является процессом очищения. Она является актом разделения, с помощью которого мы отделяем элементы не-я от атмана. Это осознание и есть атман. Оно чисто; оно не раздражает; оно всегда однородно; оно всегда истинно; оно всегда вечно; оно никогда не меняется, находясь во мне, в вас и во всех вещах.

 

 

       На мгновение переключите свое осознание к себе и подумайте: "Я осознаю, что я слушаю лекцию". Теперь отделите эту часть осознания, которая сама по себе не является полной и чистой, будучи окрашеной и смешаной с ментальным осознанием, от других форм осознания и прочих раздражителей. С помощью практики вивеки или различения, ямы и ниямы или правил и самодисциплины, пратьяхары или отстранения органов чувств, дхараны и дхьяны или любой другой йогической практики мы можем продолжить исключение любых чужеродных элементов, которые в силу привычки стали неотъемлимой частью нашего осознания. Постепенно с помощью концентрации и медитации ум обостряется и сосредотачивается на самом себе.

 

 

       Для достижения этого состояния существуют различные техники, например, повторение мантры, концентрация на символе, преданность, молитва, бескорыстное служение человечеству, служение гуру или следование пути знания. Вы можете выбрать любой из путей: раджа-йогу, бхакти-йогу, карма-йогу или джняна-йогу. Все они помогают освобождению атмана от беспорядка. Однако до тех пор, пока личность не очищена и не освобождена от нагрузки и напряжения, погружение в глубокую медитацию невозможно. В последнее время возникли различные духовные движения, заявляющие, что медитация легко осуществима, однако йога не так легка, как обычно считается.

 

 

       С помощью карма-йоги мы очищаем сердце, это дает ментальный покой. Через бхакти-йогу или йогу преданности мы вызываем спонтанное состояние концентрации, которое иначе очень сложно получить мирскому человеку. И с этой концентрацией мы приближаемся к раджа-йоге. В раджа-йоге вы все дальше проникаете вглубь и освобождаетесь от физического осознания и чувственного опыта, пока в конце концов не сливаетесь со своим "я". Однако это не так легко осуществить.

 

 

       Мы чувствуем, что медитация очень сложна, потому что позвоночник не остается прямым. Пребывание в позе лотоса в течение длительного времени вызывает сильное неудобство. Мы хотим заниматься медитацией в удобном кресле с опущенными ногами, однако нас одолевает сон. Это препятствует истечению особых потоков, создаваемых практикой йоги. Из-за смещения центра тяжести поток крови в области спины уменьшается. Конечно, вы можете медитировать и в кресле, однако эти препятствия неизбежно возникнут. Их можно устранить с помощью практики хатха йоги: асан и пранаямы. Или же, когда мы начинаем медитировать, нами овладевают вялость и апатичность (тамогуна). В тот момент, когда достигается точка концентрации или объединения мыслей, мы оказываемся в области видений или засыпаем, что зачастую ошибочно принимается за самадхи. Если попросить вас удержать в уме определенную форму или образ, вы можете не согласиться с этим по религиозным причинам. Однако давайте пока не будем об этом говорить. Во время медитации внутренний свет служит надежным руководителем. Он будет переносить сознание все дальше и дальше; он покажет, соскользнули ли вы в тамогуну или вялость или же продвигаетесь в правильном направлении.

 

 

       В раджа-йоге, которая является йогой медитации или открытия источника атмана, вашего глубочайшего, высочайшего и вечного существа, сначала нужно избавиться от ускушения психическими силами. Не беспокойтесь, я говорю это очень откровенно, обладая лишь небольшим опытом. Вы должны отбросить их, потому что они представляют собой громадное искушение и зачастую могут повлечь много страданий. Именно это происходит с большинством учеников в йоге, которые попадают из огня да в полымя и обратно из полымя в огонь. Действительно, многие люди прибегают к практике йоги с единственной целью обрести психические силы. Они становятся медиумами, занимаются телепатией и другими вещами. Это хорошо, но Патанджали в "Йога-сутрах" считает, что психические силы являются препятствием на пути постижения Бога, потому что они делают ум беспокойным. Поэтому вы должны забыть об этом желании.

 

 

       До тех пор, пока человек не достиг стадии дхараны, йога подобна гипнозу. Занимающийся гипнозом проходит через процесс сокращения сознания, пока им полностью не овладевает состояние гипноза. Но ученик в йоге расширяет границы своего сознания. Его сознание принимает форму символа, божества, мантры или звука; последние известны как ишта дэвата. Каким бы ни был символ, по существу существует только сознание. Сознание продолжает спонтанно расширяться. С теоретической точки зрения, вы не можете расширять свое сознание, так как оно вечно и бесконечно, я только пользуюсь этим оборотом речи для того, чтобы помочь вам лучше это понять. Скорее это действие по разоблачению авидьи, которая покрывает сознание. Когда облака исчезают, сияет солнце. Это не значит, что оно не светило до того, когда было закрыто облаками. Аналогичным образом, ваше сознание, атман, вселенское "я", Брахман или как бы вы его не называли, бесконечно. Оно всегда было бесконечным. Подобно настоящему солнцу, его бесконечность была временно закрыта облаками авидьи; когда авидья исчезает, проявляется бесконечность атмана.

 

 

       Таким образом, медитация представляет собой лишь акт постепенного устранения авидьи. Это только акт подъема; именно так вы продвигаетесь вперед в дхаране. В дхаране вы удерживаете внутри себя форму сознания и не позволяете ей исчезать из ума. Таким образом, в конце концов с помощью удержания сознания все остальные формы отпадают, в то время как изначальная форма остается. Тогда она сияет в беспредельной славе, а у человека пробуждается бесконечное состояние самадхи. Это достигается через практику йогических техник.

 

 

       Когда с помощью систематической практики интегральной йоги достигнуто состояние самадхи и слои авидьи полностью исключены, человек может продолжать вести мирскую жизнь; вы можете быть домохозяином, оставаться специалистом или предпринимателем; вы можете не обладать чудесными силами или не быть целителем, но лично вы будете чувствовать себя самым счастливым человеком на земле. И в то же самое время ваша личность, внешность, советы, потоки мыслей и благие действия будут помогать другим людям преодолевать страдание и обретать счастье. Это божественное состояние, состояние бессмертия. Одновременно с утилитарной точки зрения мы должны понять, что постижение Бога необходимо в жизни человека. Мы рождены с замыслом постигнуть Бога. До тех пор, пока этот замысел не превратится в конкретную цель, страдания человека будут безграничными, а здоровье общества не улучшится, даже если оно процветает или обладает высокоорганизованным политическим устройством.

 

 

       В вашей великой стране йога развивается с потрясающей скоростью, которую можно сравнить с ростом материального процветания в прошлом. Когда я приехал в Америку, я тотчас же почувствовал особую жажду, устремление и желание. Однако я осознал, насколько сильно духовная природа человека страдает от инстинктивной жадности преуспевания и материализма. Нельзя сказать, что американцы становятся менее духовными людьми. Скорее всего они заново открывают свою духовность. Она существовала в прошлом, продолжает существовать сейчас и будет существовать в будущем. Когда приходит успех и человек живет в изобилии, он ищет духовности. Пришло время роста духовности и в вашей стране. Промышленное движение уступает место духовному движению, которое приведет к эпохе просветления и высшего знания.


 

       Общество Веданты, Чикаго (США)


 

      (перевод Бродова А.А. - старшего)

 

 

 

      (С) Веданта.ру




      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100