“Nature, body, mind, go to death, not we. We neither go nor come. The man Vivekananda is in nature, is born and dies; but the Self (soul) we see as Vivekananda is never born and never dies. It is the eternal and unchangeable Reality.” - Swami Vivekananda
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАВеданта Кешари | ферваль 2007  

    

      

 


               Тайна мгновения

 

 

 

                     Редакционная статья

 

 

 

     Время является нашим привычным домом. Мы рождены во времени, живем во времени и исчезаем во времени. На протяжении жизни мы по-разному сталкиваемся со временем. Существуют хорошие и плохие времена. Иногда нам не хватает времени и мы стремимся закончить что-либо к назначенному сроку: успеть на поезд, подать заявку или завершить определенный проект. В другом случае нам хотелось бы заняться чем-то более существенным, чем впустую убивать свое время. Время находится с нами на протяжении всей жизни.

 

     Мы знаем динамику и силу времени, которые играют центральную роль в нашей жизни. Для определенных вещей есть особое время. Например, фермер точно знает, когда наступает время сеять, когда следует начинать и заканчивать орошение полей. Он также знает должное время для сбора урожая. Кузнец знает, когда нанести удар по раскаленному железу, чтобы оно приняло желаемую форму. Станционный смотритель знает, когда показать сигнал проходящеу поезду и насколько это важно. Даже домохозяйка знает, когда надо убрать горшок с рисом с плиты и когда следует открыть крышку кастрюли. Каждый здравомыслящий человек знает, как функционирует время в его жизни и как он действует во времени.

 

     Время, обладая разносторонним влянием и силой, производит и разрушает деятельность человека. В общих чертах, жизнь сосредоточена во времени.

 

     Как в случае с различными видами деятельности, время играет жизненно важную роль и в духовной жизни. Если человек начинает духовную жизнь, для этого должно наступить определенное время. Если время не пришло, никакие советы или попытки вести более высокую жизнь не помогут. Рамакришна обычно приводил пример высиживания яйца:

 

     "Вы видите, пока цыпленок внутри яйца не разовьется, мать не разбивает скорлупу. Скорлупа разбивается с полнотой времени. Необходимо практиковать духовную дисциплину. Нет сомнений, что гуру делает все возможное для своего ученика. Однако в конце концов он делает так, чтобы ученик потрудился самостоятельно. Если человек рубит большое дерево, он прорубается через ствол. Когда он на мгновение отходит в сторону, дерево с треском падает".

 

     Разбитие скорлупы указывает на то, что цыпленок должен появиться на свет из своей защитной среды. Пока не наступит должное время, скорлупу нельзя трогать, последствия этого могут быть губительными.

 

     Есть одна интересная история, хорошо иллюстрирующая важность скорлупы. Однажды маленький мальчик читал книжку у окна. Неожиданно он заметил гусеницу, которая пыталась выбраться из своего кокона. Бабочка боролась, проталкивалась и предпринимала всевозможные попытки появиться на свет. Видя это, сердце мальчика смягчилось. Он наклонился, взял борющуюся бабочку в свои руки и осторожно вытащил ее из кокона. Но, увы, в противоположность его ожиданиям, бабочка не смогла летать. У нее не было сил. Она взмахивала своими крыльями, но не могла подняться. Мальчик ждал, но бабочка так и не смогла взлететь.

 

     За происходящим со стороны наблюдал родной дядя мальчика. Он подошел к нему ближе и сказал: "Видишь, ты помог бабочке появиться на свет раньше положенного времени. Этим ты практически убил ее. Таков план природы: бабочка должна бороться за свое появление на свет. Крылья бабочки развиваются и обретают необходимую для полета силу через борьбу, движение вперед и назад. Эта бабочка больше не сможет летать".

 

 

 

     План природы

 

 

 

     В человеческой жизни план природы практически аналогичен. Мы не можем избежать борьбы и жизненных проблем по одной простой причине: они способствуют нашему росту. Свамиджи (Свами Вивекананда - А.Б.) говорил:

 

     "Добро и зло обладают равной долей в формировании характера. В определенных случаях страдание является более хорошим учителем, чем счастье. Если изучить историю великих людей, которых создал этот мир, я осмелюсь сказать, что в большинстве случаев будет обнаружено, что страдание научило их большему, чем счастье, бедность научила их большему, чем богатство, удары, которые обнаружили их внутренний огонь - большему, чем похвала".

 

     Все переживания жизни - успех и неудача, похвала и критика, тяготы и поддержка - являются лишь событиями, которые подготавливают волшебный момент, когда человек выходит более сильным и чистым, преодолевает человеческие ограничения и открывает свою божественную природу. В этом состоит тайна мгновения. Это является тайной, потому что время, когда наступит данное мгновение, неизвестно. Его невозможно включить в график, хотя, имея в виду осуществляемые попытки, вполне можно предсказать его наступление. Человек продолжает совершать свои духовные практики с верой и энтузиазмом. Однако он не может определить время, когда можно будет пережить окончательный результат. В одном из своих стихотворений великий святой северной Индии Кабир пишет:

 

     "О ум! Все происходит в должное время с помощью терпения. Садовник поливает свой сад сотнями ведер воды, но деревья принесут плоды только когда наступит сезон".

 

     Мы должны продолжать поливать свои растения. Это требует терпения. Мы не должны пребывать в бездействии, так как терпение не означает упадок действий. Наоборот, нужно работать с упорством и стойкостью, не падая духом и не покладая рук.

 

     Время является таинственным фактором, оказывающим влияние на каждого человека. Если ваше время пришло, вы больше не можете с этим ничего сделать. Если ваше время еще не наступило - никто не сможет вам помочь, кроме, возможно, самих вас.

 

     Под тайной мгновения подразумевается следующее: человек не знает, когда наступит правильный момент времени. Вы должны быть готовы, всегда готовы. Если вы не готовы сегодня, значит, вы никогда не будете готовы в будущем. Надо испытать боль и радость терпеливого ожидания. Терпение означает доступность. Человек должен быть доступным для мгновения.

 

     Английский поэт Джон Мильтон пишет об этом так:

 

 

God doth not need

Either man's work or his own gifts. Who best

Bear his mild yoke, they serve him best. His state is kingly: thousands at his bidding speed,

And post o'er land and ocean without rest;

They also serve who only stand and wait.

 

 

     В самом деле, служение означает не только выражение желания служить, но и доступность служения. Другими словами, вы должны быть готовы, терпеливо ожидая правильного момента.

 

     Подумайте о скульптуре. Когда скульптор задумывает определенный образ в камне, каким бы даром воображения он не обладал, он не в состоянии создать его одними мыслями. Конечно, он открывает нечто, что другие люди не в состоянии увидеть в камне. Люди могут видеть обычный камень, но скульптор будет видеть улыбающееся лицо Вишну или сострадательный взгляд Божественной Матери. Задумав образ в камне, он берет свои инструменты, молоток и резцы, и начинает небольшими ударами день за днем высекать, удаляя ненужные части, Вишну или Божественную Мать. Когда его резец направлен в определенную точку и он мягко или сильно бьет по нему молотком, он знает, что пустился в длинный путь. Он не может с уверенностью сказать, когда его путешествие закончится. Или подумайте о человеке, который играет на ситаре. Он трогает струны, пытается произвести правильный звук и взять правильный аккорд. Он терпеливо и сосредоточенно практикует на протяжении многих дней. Даже игрок в крикет, если он хочет усовершенствовать свою игру, должен терпеливо тренироваться. Мгновение может неожиданно наступить в любой момент времени.  

 

 

 

     Последствия быстротечного образа жизни

 

 

 

     Мы современном мире терпение не взращивается. Наш век - Век Мгновения. Мы привыкли к мгновенной передачи информации, быстрой пище, мгновенным посланиям, скорой медицине. Этот список можно продолжить дальше. Мы привыкли к этому настолько, что если кто-нибудь говорит нам о терпении, мы немедленно называем его "устарелым", не идущим в ногу со временем. Наука и технологии творят чудеса в повседневной жизни. Однако ничто не проходит бесследно. За все надо заплатить свою цену. Ценой мгновенного образа мышления является потеря терпения.

 

     Эту потерю терпения можно увидеть в растущей урбанистической культуре. Посмотрите на беспокойных водителей такси, пытающихся обогнать даже в самых узких местах. Подумайте о нетерпеливых людях, нажимающих на гудок, когда загорается зеленый свет светофора. Либо о людях, которые хотят есть все что пожелают и желающих быстро похудеть. Повсюду в мире все большее число людей ищет кратчайшие пути и легкие методы.

 

     В современном быстротечном образе жизни многие люди недооценивают необходимость культивирования терпения. Особенно те, кто начал духовную жизнь. Они хотят применить к духовной жизни те же самые правила своего высокоскоростного образа жизни и достичь немедленного быстрого результата. Они убеждают, что если в духовности содержится хоть какая-то истина, тогда должен быть определенный результат. Одновременно они правы и неправы. Они правы, что желают получить результат, потому что доказательство пудинга состоит в его поедании. В чем состоит польза от разговоров о более высокой жизни, если нет результата? Но также они неправы в том, что стремятся получить немедленный результат. Подобно тому как нельзя ожидать, что ребенок повзрослеет за одну ночь, нельзя форсировать немедленный результат.

 

     Где же выход из сложившейся ситуации? Терпеливо продолжать свою борьбу и не терять надежды. Божественная мать Сарада Деви сказала:

 

     "Необходимо отводить фиксированное время для духовной практики. Потому что нельзя сказать, когда наступит благоприятный момент. Он приходит неожиданно. Никто не может получить намек заблаговременно".

 

     Благоприятный момент означает такой момент, когда человек открывает свою внутреннюю божественную сердцевину или определенную подсказку. Никто не в состоянии запланировать ее приход.

 

     Здесь уместно вспомнить историю Шабари, упоминаемую в Рамаяне. Шабари была женщиной-аскетом и жила в ашраме неподалеку от горы в южной Индии. Она вела преданную и чистую жизнь и была ученицей риши Матанга. Гуру благословил ее и сказал, что она в своей жизни встретит Раму, свой избранный идеал. После ухода ее гуру она продолжала жить в этом ашраме, терпеливо ожидая, когда придет Рама. Ее повседневный распорядок состоял в следующем: она вставала ранним утром, совершала омовение, медитацию и молитвы, чистила дорогу к ашраму и украшала ее цветами. Она делала это каждый день в ожидании, что Рама, ее возлюбленный бог, может прийти в любой день. Ожидание прихода Бога было ее основной формой тапаса на протяжение многих лет.  

 

     К тому времени, когда Рама во время своих поисков Ситы, которая была похищена царем демонов Раваной, достиг ее ашрама, Шабари была уже старой женщиной. Несмотря на свой преклонный возраст, она оставалась молода душой и с энтузиазмом и искренностью продолжала совершать свою повседневную деятельность. Когда Рама наконец-то прибыл в ашрам и благословил ее своим присутствием, она была охвачена радостью и преданностью. Рама спросил ее, есть ли результат ее семилетнего тапаса? Она ответила с удовлетворением и радостью: "Моя жизнь теперь благословенна, потому что я увидела тебя".

 

     В мемуарах Свами Брахмананды, известного ученика Рамакришны, есть один интересный случай.   

 

     Однажды утром Свами Гнянешварананда поторопился выйти из своей комнаты, оставив позади себя неубранную постель и беспорядок. Он встретился с Махараджем (Свами Брахманандой) на майдане, большом открытом поле неподалеку от его комнаты. Засвидетельствов свое почтение, он с удивлением услышал, как Махарадж произнес: "Покажи мне свою комнату, я хочу видеть место, где ты спишь".

 

     Свами Гнянешварананда с чувством стыда ответил: "Махарадж, ты не можешь прийти немного попозже? Я не ждал твоего прихода и моя комната не готова к нему".

 

     Махарадж сказал: " Мой мальчик, ты всегда должен ждать меня".

 

     Свами Гнянешварананда понял глубокое значение происходящего и слова Махараджа: вы всегда должны быть готовыми, чтобы принять Бога как самого почетного гостя.

 

     Патанджали, великий учитель йоги, говорит, что человек достигает твердости и устойчивого состояния ума, когда он следует пути йоги "длительное время, непрерывно, без прекращения практики, с преданностью и уважением".

 

     Рамакришна также говорил еще об одном измерении тайны мгновения следующим образом:

 

     "Предположим, что вы осветите комнату, которая была погружена в темноту на протяжении тысячи лет. Разве темнота уйдет постепенно? Комната будет мгновенно освещена".

 

     Магическое мгновение внутреннего просветления может произойти в любой момент времени. Сколько времени потребуется, чтобы осветить комнату? Существует поверье, будто устрица начинает создавать жемчужину, когда капля чистой дождевой воды попадет в нее в момент восхождения звезды свати над горизонтом. Важен момент времени.

 

 

 

     Заключение

 

 

 

     Вывод: человек должен быть готов к предстоящим духовным преобразованиям. Подобное ментальное отношение играет важную роль особенно в начале духовного путешествия. Размышляя над этим, Жозефина Маклеод, американская ученица Свамиджи, сказала: "Встреча со Свамиджи в одно мгновение изменила мою жизнь! Но я была готова к этой встрече. Готовность - это все!"

  

        

 

 

 

     (С) Веданта.ру

 

 

 

    


                                                                                                         


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100