«… когда наступает темнота, отстаивайте реальность и все враждебное должно исчезнуть… Не бойтесь: это запрещено. Раздавите страх и он исчезнет. Наступите на страх и он умрет. Не бойтесь. Не думайте о том, сколько раз вы терпели неудачу. Не обращайте на это внимания. Время бесконечно. Идите вперед; утверждайте себя снова и снова, свет должен прийти» Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАПрабуддха Бхарата | декабрь 2006  

 

 

 

 

Снова о сознании

 

 

 

Доктор Лекшми Рамакришнаер

 

 

 

     Человеческое сознание продолжает оставаться одной из последних уцелевших тайн (1). Постоянное развитие науки и технологии заставляет человека думать, что его возможности безграничны. Люди с научным складом ума чувствуют, что не существует ни одной проблемы, которую можно было бы назвать абсолютной тайной. Однако сознание является сущностью, которая продолжает оставаться тайной для современных философов, психологов, нейрофизиологов и когнитивных ученых. Сегодня любой человек, который стремится к серьезному размышлению над фундаментальными проблемами, вынужден снова встретиться с этой "новой" и все же старой как мир тайной.

 

 


     Сущность проблемы

 

 


     Вообразите, что вы наслаждаетесь приятным запахом, исходящим от пышного букета роз, который стоит на вашем столе. Вероятно, это переживание оставило в вашей памяти определенный след. Однако чем именно является данное переживание? Скорее всего, вы не сможете его описать, так как оно является очень частным феноменом, который обладает субъективным качеством. Подобные "частные качества" называют квалиа. Сознательный опыт человека состоит из квалиа. Поэтому проблему сознания можно сформулировать следующим образом: каким образом квалиа относятся к физическому миру, или как объективный физический мозг способен создавать субъективные квалиа?


     Несомненно, что проблема сознания является не такой простой, как это может показаться на первый взгляд. Она раскрывает бесконечно новые и разные грани философам, психологам и когнитивным ученым. Определенным аспектом этой проблемы является следующий факт: в своем обычном применении термин "сознание" используется довольно двусмысленно. Часто сознание противопоставляется тому, что бессознательно или же используется в качестве синонима для того, чему уделяется определенное внимание. Тем не менее проблема сознания не обладает фундаментальной принадлежностью к вышеуказанным вопросам. Главным образом она сосредоточена вокруг личных переживаний или субъективности, либо вокруг состояния, которое преодолевает субъективность (если подобное состояние действительно существует).

 

 

     Что отличает проблему сознания от других проблем разума и тела? Сознание не синонимично разуму, который обладает собственным отдельным значением и функциями. В то же время сознание рассматривается как побочный продукт деятельности головного мозга. Современное знание о работе головного мозга, нейротрансмитерах и нейромодуляторах и т.д. стремительно растет. Возможно, мы ждем, что эти знания прольют дополнительный свет на проблему сознания. Однако в действительности этого не происходит. При этом нельзя утверждать, что мы плохо подготовлены, чтобы понять образ действия и работу человеческого мозга. Вполне может получится, что сознание не является предметом исследования науки о головном мозге.

 

 

     Как ни странно, это предполагает альтернативные методы подхода к данной проблеме: так называемые методы "от первого лица" и духовные технологии. Именно это и предлагал Гуссерль, когда он писал в 1929 году: "Если я стану должным образом размышлять о своих состояниях сознания, тогда я познаю природу физического и постигну бытие души. Если же я последую этой процедуре до самого конца, я окажусь лицом к лицу с изначальной структурой сознания" (2). Соответственно, мы можем назвать две вышеупомянутые точки зрения объективной и субъективной. Давайте посмотрим, каким образом сознание обсуждается последователями двух данных подходов.

 

 

 

      1|2|3|4 Следующая страница

    

 

 

 

      (С) Веданта.ру

 

                                                                                                         


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015
Яндекс цитирования Rambler's Top100