«Кто познал Брахмана, тот молчит. Рассуждения и аргументация существуют только пока не пришло познание (реализация) Абсолютного. Если вы растапливаете масло в сковородке над огнем, то как долго будет оно шипеть? Только пока в нем есть вода. Когда вся вода испарится, кипящее масло перестанет производить шум» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 


БРОДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛИЕВИЧ | АРХИВОбразование без границ в рамках БРИКС    

 

 

 

 

 

 


     Образование без границ в рамках БРИКС

 


     Можно ли будет отправиться работать в Индию с российским дипломом

 


     С 1 апреля 2015 года Россия стала председателем БРИКС, и до 15 февраля 2016-го наша страна будет возглавлять эту организацию. Пожалуй, это даже важнее, чем участие в G8, ведь суммарное население Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки составляет 43% от мирового.

 

     В рамках председательства нашей страны 25–26 июня как раз и прошла встреча рабочей группы по образованию. В мероприятии участвовали более 50 представителей стран — членов БРИКС. По мнению главы российской делегации заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова, проведение встречи стало первым шагом к обеспечению сетевого взаимодействия экспертного сообщества БРИКС. «Решение широкого круга вопросов, представляющих общий интерес, должно привести к созданию общего образовательного пространства БРИКС», — подчеркнул замминистра.

 

     Событие анонсировалось как значительный шаг в деле взаимного признания дипломов государствами, входящими в эту организацию. Сколько же реально осталось шагов до «общего образовательного пространства БРИКС»?

 

 

     «Нам еще очень далеко до взаимного признания дипломов»

 

 

     Гендиректор компании «Формула успеха», преподаватель и организационный консультант Виктория Шухат отмечает, что большинство российских дипломов требуют подтверждения за рубежом. «По идее, все отечественные "корочки" должны быть конвертируемыми. На практике далеко не все учебные заведения могут предоставить диплом, который имел бы ценность за рубежом. У вуза должна быть сертификация, должны быть выполнены определенные требования. Кроме того, даже несмотря на наличие международных сертификатов, российские дипломы вызывают подозрение за границей. Иностранцы думают, что мы можем написать в этом документе что угодно», — говорит она.

 

     По мнению исполнительного директора ресурсного центра «Россия — Индия: образование, наука, технологии» Ольги Устюжанцевой, ситуация в области признания дипломов сейчас неоднозначная. «Если говорить об Индии, то со времен СССР были подписаны договора о признании эквивалентности образования наших стран. Но юридически не решен вопрос о продолжении или переподписании этих документов. Кстати, Россия индийские дипломы признала», — говорит собеседница РП.

 

     Надо понимать, что все страны БРИКС имеют свою специфику высшего образования, и это создает проблемы для интеграции. «Южная Африка, Индия, Бразилия и Южная Африка являлись в сравнительно недалеком прошлом колониями Британской империи, и потому оказались вовлечены и в орбиту английского образования. Китай 15 лет назад осознанно выбрал политику интеграции в западную образовательную систему. В любом случае, эти страны больше интегрированы в Болонскую систему, чем Россия», — отмечает Ольга Устюжанцева.

 

     Система получения академических знаний в России вообще отличается от мировой. «У нас академических часов больше, чем где бы то ни было. В отличие от России в Болонской системе основной упор делается на самостоятельную работу. В результате разные подходы к образованию формируют разный менталитет у студента, что тоже вносит определенную сложность в процесс интеграции», — говорит эксперт.

 

     В Индии вообще ситуация сложнее, одним соглашением о признании дипломов не отделаешься. «В этой стране вопросами эквивалентности дипломов занимаются частные компании, а не государство, — продолжает Ольга Устюжанцева. — Именно этим обусловлен успех некоторых российских медицинских вузов, в которых учатся индийцы. Но вопрос этот решался в частном порядке компанией, занимающейся рекрутингом. Ей удалось восстановить договоренности с СССР и внести некоторые российские учебные заведения в реестр медицинского совета Индии. Примерно так же надо работать по другим направлением — техническое образование, архитектура, инженерия и т.д., чтобы и в этих сферах российские дипломы котировались».

 

 

     Путевка в БРИКС

 

 

     Если Россия добьется международной легитимизации дипломов своих вузов, это будет колоссальная победа. Правда, надо понимать, что это же увеличит и процесс «утечки мозгов», предупреждает Виктория Шухат. По мнению Устюжанцевой, подписание документов о взаимопризнании и эквивалентности степеней и дипломов облегчит жизнь тем, кто решил уехать. «Но их и так ничто не остановит. Нужно действовать не запретительными мерами, а созданием нормальных условий работы в российских вузах. Ведь уезжают из России в поисках лучшей доли», — сетует она.

 

     С другой стороны, участники БРИКС — это не те страны, в которые стремится уехать большинство выпускников, среди них только Россия и Китай являются центрами притяжения и местом желаемой эмиграции. Россия — из-за того, что у нас все еще неплохое и все еще недорогое образование. Китай — потому что там мощно развивается индустрия образования: Поднебесная очень быстро интегрируется в международный образовательный рынок.

 

     Конечно, договор о взаимном признании дипломов стал бы шагом вперед в создание пространства академической мобильности внутри БРИКС — и, что особенно важно, мобильности научных кадров. «Объединившись в рамках БРИКС, они могут выступить в роли движущей силы. Ведь пока эта организация — достаточно условное образование, развитие его институтов происходит очень медленно. Взаимодействие в науке, экспертном сообществе может придать процессу развития БРИКС очень хороший импульс», — рассуждает Ольга Устюжанцева.

 

     Но такое сотрудничество, по ее мнению, — дальняя перспектива. Просто подписать соглашение об эквивалентности дипломов для того, чтобы сформировать общее образовательное пространство, мягко говоря, недостаточно: системы высшего образования у нас пока еще очень и очень разные. К российскому диплому в той же Бразилии пока отнесутся с подозрением, и свою компетентность российским специалистам там придется подтверждать.

 

 

     От туманных перспектив к сетевому университету

 

 

     По мнению Устюжанцевой, надо на время оставить сложную и, наверное, пока неподъемную задачу преодоления барьеров в образовании стран БРИКС и создать сетевой университет БРИКС — высшее учебное заведение виртуального типа, тем более что онлайн-образование в последнее время набирает обороты и есть опыт, который в этой сфере можно и нужно заимствовать у ведущих мировых вузов. В таком университете можно будет учиться по интернету, слушая лекции ведущих ученых стран-участниц. А отучившись, получить диплом, который будут признавать во всех странах БРИКС.

 

     Характерно, что и члены рабочей группы БРИКС по образованию видят организацию общего образовательного пространства в первую очередь именно как создание сетевого университета. В Москве они обсуждали проект принципов создания и функционирования сетевого университета БРИКС, которые определят вопросы управления, финансирования, образовательно-методологического наполнения для такого международного сетевого вуза.

 

 

     Источник публикации: Русская Планета

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100 ??????? Orphus