«То, что Веды и другие Писания говорят об Абсолюте, похоже на описание океана, сделанное одним человеком, видевшим океан. Когда его спросили, на что похож океан, он воскликнул в крайнем недоумении: «О! что я видел! Какой простор! Какие огромные волны! Какой шум!» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОБЫТИЯ И ЛЮДИДели обрел собственное зенитно-ракетное "Небо"  

 

 

 

 

 

 

               Дели обрел собственное зенитно-ракетное "Небо"

 

 

 


      В части ПВО вооруженных сил Индии начал поступать ЗРК "Акаш"

 

      Наконец-то в части ПВО вооруженных сил Индии начал поступать ЗРК «Акаш», разработанный специалистами этой страны. Это произошло после нескольких лет постоянных устранений неполадок и существенных недостатков. Военно-воздушные силы республики за 240 млн. долл. приобрели 36 таких комплексов.

 

 

      КОМПЛЕКСНАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

      «Акаш», что в переводе с хинди означает «Небо», является одним из ракетных комплексов, создававшихся компаниями индийского ВПК в рамках Integrated Guided Missile Development Program (IGMDP, «Комплексная программа разработки управляемого ракетного оружия»), официально начатой почти четверть века назад.

 

      Основной целью программы было определено достижение такого уровня развития национальной ракетной отрасли, при котором стала бы возможной реализация принципа «опоры на собственные силы». По мнению индийских специалистов, в случае успешной реализации всех проектов, входящих в IGMDP, ракетостроение страны получило бы бесценный опыт, который может быть с равной эффективностью использован и в процессе создания других образцов ракетного оружия.

 

      В настоящее время официально в рамках комплексной программы идет работа над пятью проектами: ракетные комплексы стратегического назначения с баллистическими ракетами средней дальности семейства «Агни», ракетные комплексы тактического и оперативно-тактического назначения с БР семейства «Притви», зенитные ракетные комплексы с ЗУР «Акаш» и «Тришул», а также противотанковый ракетный комплекс с противотанковой управляемой ракетой «Наг». Иногда к этой программе причисляют также ракетный комплекс с ракетой «БраМос». Последнее, впрочем, не совсем верно, поскольку работы по данному проекту были начаты намного позднее и ведутся не сугубо национальными силами, а в рамках российско-индийской компании BrahMos Aerospace Limited (соучредители – подмосковное НПО машиностроения и индийская организация DRDO).

 

      Следует также отметить, что фактически едва ли не главной предпосылкой для решения Дели приступить к реализации рассматриваемой программы послужила политика, проводимая в те годы рядом стран Запада, предпринявших с помощью введения режима о нераспространении ракетных технологий попытки ограничить процесс модернизации арсеналов вооружений армий наиболее развитых стран так называемого третьего мира. К тому же после испытания Индией 18 мая 1974 года ядерного зарядного устройства в отношении нее был введен ряд санкций.

 

 

      МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

 

      Основу ЗРК средней дальности «Акаш» составляет сверхзвуковая зенитная управляемая ракета. Создатель комплекса – Лаборатория оборонных исследований и разработок (DRDL), находящаяся в городе Хайдарабад и организационно входящая в состав главной индийской научно-исследовательской и военно-промышленной структуры, именуемой Организация оборонных исследований и разработок (DRDO). Производитель зенитных управляемых ракет – компания «Бхарат дайнэмикс Лимитед» (Bharat Dynamics Limited), также расположенная в Хайдарабаде.

 

      Вместе с тем «Акаш» – это отнюдь не сугубо индийское изделие. Конструкторы достаточно активно использовали достижения специалистов других государств. Так, например, разработка ЗУР велась индийскими ракетчиками с широким использованием результатов подробного изучения и многолетней эксплуатации хорошо известного во многих странах мира советского комплекса «Куб».

 

      Зенитная управляемая ракета «Акаш» имеет нормальную аэродинамическую форму. Длина ЗУР – 5,82 м, диаметр – 0,35 м, стартовая масса – 720 кг, масса БЧ – 55 кг, скорость ракеты – до 2,5 М, скорость цели – до 600 м/сек. Зона поражения: по дальности – 25–30 км, по высоте – 18 км. Боевая часть – осколочно-фугасная с предварительно заготовленными поражающими элементами. Радиус поражения БЧ – до 50 м. Взрыватели – неконтактный (радиовзрыватель) и контактный. Бортовая система управления ракеты построена на основе современных микропроцессоров.

 

      Система наведения: на марше – ИНС и командная – при помощи радиолокационной станции «Раджендра» – с возможностью перестройки по частоте (приемная антенна помехозащищенной системы управления ракеты расположена в хвостовой ее части, под соплом), а на конечном участке траектории полета – с использованием помехоустойчивой полуактивной радиолокационной ГСН. Последнее – наличие полуактивной РГСН – в официальных источниках и рекламных материалах компании-разработчика не подтверждается. Данная информация была почерпнута из аналитических материалов ряда индийских журналистов, специализирующихся на военно-технической тематике. С другой стороны, в случае отсутствия такой головки самонаведения возникает вопрос о целесообразности создания и принятия на вооружение в наше время ЗУР только с телеуправлением.

 

      Корректировка полета ракеты по тангажу и курсу осуществляется с помощью расположенного в средней части ЗУР по Х-образной схеме поворотного крыла трапециевидной формы, в то время как находящиеся в хвостовой части четыре руля трапециевидной формы с элеронами обеспечивают управление по крену.

 

      Стартовый двигатель ракеты – твердотопливный, маршевый двигатель – прямоточный воздушно-реактивный (четыре воздухозаборника расположены вдоль корпуса ЗУР, между плоскостями ее крыла).

 

      Стартовик за 4,5 секунды разгоняет ракету до скорости 1,5 М, после чего запускается маршевый ПВРД, длительность работы которого составляет 30 секунд. Боевая машина ЗРК (самоходная пусковая установка) создана на шасси БМП-1: на ней смонтирована наводимая ПУ на три ракеты (наведение по азимуту – 360 градусов, по углу места – от 8 до 60 градусов, скорость наведения – 9 град/сек). Время реакции с момента обнаружения цели – 15 секунд. Самоходные ПУ могут располагаться на удалении до 500 м от поста управления зенитной ракетной батареи и функционировать в автоматическом режиме.

В качестве средства обнаружения, классификации, сопровождения и захвата целей, а также наведения на них ракет используется трехкоординатная РЛС «Раджендра» (Rajendra) с фазированной антенной решеткой и электронным управлением лучом. Она разработана специалистами Организации по исследованиям в области электроники (Electronic Research & Development Establishment или ERDE, входит в состав DRDO) и установлена на шасси БМП-1. В одном подъемном устройстве совмещены антенна станции обнаружения воздушных целей (ФАР с 4000 элементов, рабочий диапазон – 4–8 Гц или G/H), антенна управления/наведения ЗУР (1000 элементов, рабочий диапазон – 8–20 Гц или I/J) и аппаратура системы госопознавания («свой–чужой»). Утверждается, что модернизированная РЛС «Раджендра» может одновременно и сопровождать до 64 целей, и обеспечивать целеуказание 12 ракетам (ранее обнародовалась информация о том, что РЛС способна сопровождать до 20 целей и одновременно обстреливать четыре из них – 12 ЗУР). Максимальная дальность обнаружения воздушных целей – 60 км, сектор обзора по азимуту – от минус 45 до плюс 45 градусов, разрешение по дальности – 30 м, разрешение по углу места – 2 градуса.

 

      Кроме того, подразделениям, оснащенным ЗРК «Акаш», придаются еще две радиолокационные системы: главная – мобильная трехкоординатная РЛС, предназначенная для обзора воздушного пространства на больших дальностях и предварительного наведения других радаров комплекса в нужную зону (данная станция обеспечивает выработку азимута, дальности и высоты полета воздушной цели и может одновременно сопровождать до 200 объектов), а также мобильную, «батарейную» РЛС освещения воздушной обстановки, задачей которой является обнаружение и сопровождение средств воздушного нападения противника на средних дальностях (она может одновременно сопровождать до 40 целей).

 

      В рекламных материалах по комплексу «Акаш» утверждается, что эффективное поражение его ЗУР различных целей обеспечивается высокой точностью самонаведения ракеты в сложных внешних условиях, наличием адаптивного неконтактного взрывателя и мощной осколочно-фугасной БЧ.

 

      В состав зенитного ракетного дивизиона включаются до четырех зенитных ракетных батарей с комплексом «Акаш», а также КП дивизиона в составе командно-штабной машины, трехкоординатной РЛС ОВЦ (по дальности – 150 км, по высоте – от 30 м до 19 км), машины технического обеспечения боевого дежурства и универсальной машины обеспечения всеми видами питания. Кроме того, в группу технического обеспечения дивизиона включаются машины:

 

      – с компрессорной установкой и баллонами для хранения сжатого воздуха,

      – транспортно-заряжающая,

      – транспортная для перевозки ракет,

      – с проверочной аппаратурой,

      – с передвижной мастерской,

      – пост проверки и ремонта самоходных ПУ,

      – пост проверки и ремонта радиолокационных станций.

 

      Типовая зенитная ракетная батарея комплекса «Акаш» включает:

 

      – четыре самоходные пусковые установки ЗРК «Акаш» на гусеничном (на шасси БМП-1, для подразделений сухопутных войск) или колесном (для подразделений военно-воздушных сил) шасси;

      – одну трехкоординатную РЛС «Раджендра» с ФАР (на гусеничном шасси);

      – одну командно-штабную машину с антенной на телескопической мачте;

      – несколько транспортно-заряжающих машин на колесном шасси (обычно – по одной на каждую СПУ);

      – одну машину-кабелеукладчик;

      – одну машину техобеспечения;

      – двухкоординатную РЛС обнаружения и выдачи данных целеуказания (включается на временной основе в случае, если батарея находится на «автономном» боевом дежурстве, в отрыве от КП зенитного ракетного дивизиона).

 

      Зенитные ракетные батареи с комплексом «Акаш» могут располагаться на расстоянии до 25–30 км от КП дивизиона.

 

      Стоимость одного ЗРК «Акаш», по данным индийских СМИ, составляет около 260 тыс. долл.

 

 

      ОТ НЕУДАЧ К УСПЕХУ

 

 

      Работы над ЗУР «Акаш» были начаты во второй половине 80-х годов прошлого века. Первая фаза летных испытаний проведена с 1990-го по март 1997 года. В сентябре 1998 года начались стрельбы ЗРК (по 3–5 раз в год) по воздушным целям – мишеням типа «Лакшья» (Lakshya) и БПЛА «Нишант» (Nishant). В 2006 году представители Минобороны Индии заявили о завершении разработки данного комплекса, после чего он был передан на опытную эксплуатацию Сухопутным войскам Индии. Однако сразу же – одна за другой – стали выявляться серьезные недоработки, а индийские военачальники все чаще принялись высказываться против принятия данного ракетного комплекса на вооружение.

 

      Но представители разработчика не теряли оптимизма и в прошлом году даже сообщили о том, что ведутся работы по созданию модификации ракеты «Акаш», которая будет иметь большие скорость и дальность пуска. Вдобавок новая ракета будет оснащена уже комбинированной головкой самонаведения – активной радиолокационной и ИК-блоком. В совокупности с модернизированной РЛС «Раджендра» новый комплекс предполагается использовать уже не только как систему ПВО, но и в качестве средства ПРО – для борьбы с тактическими и оперативно-тактическими баллистическими ракетами противника.

 

      В конечном итоге сильное лобби, которое DRDO имеет в правительственных и военных кругах Индии, переломило ситуацию. Правда, не без помощи конструкторов, сумевших устранить большинство выявленных «сухопутчиками» недостатков. После чего комплексом «заинтересовалось» командование ВВС Индии. Хотя на исходе 2008 года работы по «Акашу» уже на семь лет отставали от утвержденного ранее графика, и потому командование вооруженных сил республики еще в 2005 году, по настоятельному требованию ВВС, было просто вынуждено обратиться к традиционному партнеру Дели по военно-техническому сотрудничеству – Израилю – и приобрести у него 18 ЗРК «Спайдер» (разработчик и производитель – компания «Рафаэль»).

 

      Как бы то ни было, в ноябре 2008 года на полигоне Похран, расположенном в районе пустыни Раджастан, уже с участием специалистов индийских ВВС были проведены всесторонние испытания комплекса «Акаш», признанные успешными. По их результатам соответствующие должностные лица рекомендовали командованию ВВС Индии принять комплекс на вооружение. Что и было сделано. А в январе 2009 года появилось официальное о намерении военно-воздушных сил закупить первую партию ЗРК. Правда, точное их количество тогда названо не было.

 

      По сообщению индийских специализированных СМИ, в программе серийного выпуска ЗРК «Акаш» планируется задействовать около 100 предприятий и организаций национального военно-промышленного комплекса. В частности, компания «Ларсен и Тубро» (Larsen and Toubro) будет выпускать мобильные пусковые установки и машины обеспечения, компания «ТАТА Пауэр» (TATA Power) – двигатели, а «Уолчанднагар индастриз» (Walchandnagar Industries) займется системами контроля и управления. При этом официальные представители Минобороны республики особо подчеркивают тот факт, что в соответствии с новыми положениями законодательства страны в области закупок вооружений, военной и специальной техники значительная часть работ по программе «Акаш» будет передана индийским предприятиям малого и среднего бизнеса.

 

 

      АРМЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

      В то время как командование ВВС Индии уже занято вопросами практической интеграции нового зенитного ракетного комплекса в систему ПВО, у их коллег из сухопутных войск дела обстоят намного менее блестяще. Фактически в тупик зашла попытка командования данного вида индийских вооруженных сил провести тендер на закупку ЗРК средней дальности (MRSAM): оказалось, что претендент на победу – всего один, а в этом случае, согласно индийским законам, проводить конкурс нельзя. Вот и получается, что армия вполне может на ближайшее время остаться без нового комплекса ПВО, тогда как старые зенитные системы уже устарели и технически, и морально.

 

      Проблема с отсутствием претендентов кроется в специфике индийского законодательства относительно поставок национальным Вооруженным силам различных вооружений, военной и специальной техники – оно требует в рамках подписываемого контракта достаточно существенной передачи технологий и организации выпуска части комплектующих на предприятиях индийского военно-промышленного комплекса. Большинство зарубежных компаний с этим не согласны, поскольку передача новейших технологий может подорвать их позиции как ведущих разработчиков и производителей оружия.

Кроме того, в рамках данного тендера руководством Минобороны Индии было поставлено дополнительное условие – техническое обслуживание имеющихся в войсках и находящихся на складах комплексов и отдельных систем должны осуществлять только специалисты подконтрольной государству компании «Бхарат дайнэмикс лимитед».

 

      Следует напомнить, что запрос на участие в тендере и представление соответствующей технической и финансовой информации Министерство обороны Индии направило зарубежным компаниям-претендентам в мае 2008 года. Но к 12 января 2009-го положительный отклик поступил только от израильской компании «Рафаэль», остальные же возможные участники ответили отказом. Среди них, как утверждают индийские источники, были европейская MBDA, немецкая «Рейнметалл», американская «Рейтеон» и российское КБ приборостроения.

 

      Новый комплекс, по задумке индийских военных, должен будет составить основу армейской ПВО и обеспечивать прикрытие механизированных и бронетанковых подразделений от ударов средств воздушного нападения противника. При этом армейские генералы предъявляют к претенденту следующие основные требования:

 

      – дальность стрельбы – не менее 50 км;

      – возможность обеспечения подрыва БЧ ракеты в радиусе 10–30 м от СВН противника;

      – способность поражать воздушную цель, имеющую скорость до 800 м/сек – на встречном курсе и до 350 м/сек – при стрельбе вдогон;

      – комплекс должен обеспечивать поражение всех типов средств воздушного нападения – самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и ракет различного класса (впрочем, возможность поражения тактических и оперативно-тактических баллистических ракет в требованиях не прописана);

      – комплекс должен базироваться на шасси надежной боевой машины (не указано, однако, какого типа должно быть шасси – гусеничное или колесное);

      – комплекс должен иметь возможность действовать круглосуточно и в любых погодных условиях, а также обладать системой защиты от оружия массового поражения (ядерного, бактериологического и химического).

 

      «Воздушное пространство Индии – весьма чувствительно к ударам средств воздушного нападения противника, – подчеркивает в интервью американскому еженедельнику «Дифенс Ньюс» высокопоставленный индийский военный на условиях анонимности. – Ведь сегодня по причине недостаточного наличия современных высокоэффективных радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов в системе ПВО страны образовались достаточно серьезные бреши, которые надо быстро устранить».

Владимир Щербаков


 

 

 

    Прабуддха Бхарата>>>

     Веданта Кешари>>>

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100