«Термин «Брахман» относится к тому аспекту Божества, который безличен и стоит выше всякой деятельности. Но когда мы начинаем думать о Нем, как о создающем, сохраняющем и разрушающем все явления, тогда мы называем его личным Богом, Божественной Матерью или Кали» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОБЫТИЯ И ЛЮДИИндия встречает весну праздником Холи  

 

 

 

 

 

 

               Индия встречает весну праздником Холи

               

 

      Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Сергея Кармалито

 

 

      11.03.2009

 

 


      Радугой веселого праздника Холи расцвечены сегодня города и деревни многоликой и многокрасочной Индии. Под грохот барабанов и зажигательную музыку миллионы индийцев отмечают один из самых излюбленных своих традиционных фестивалей, символизирующий торжество света над мраком, тепла над стужей, добра над злом.

 

      В этот день, знаменующий приход весны по лунному календарю, дозволено то, что вряд ли можно вообразить в серые будни. Главная цель участников празднества - изукрасить друг друга цветными порошками или красками, или, по меньшей мере, щедро окатить водой. В дело идут заранее запасенные "арсеналы" разнообразных водометов - от простейших насосов из пластика или бамбука до новинок, напоминающих оружие космических пришельцев. Особенно усердствуют сегодня детвора и подростки, а эпицентрами гулянья становятся студенческие городки вузов. Но в общую азартную игру с радостью включаются и взрослые, включая убеленных сединами стариков. Хотя уже после первых "стычек" лица и одежда людей преображаются до неузнаваемости, обижаться за то, что вас слегка "припудрили" или даже основательно измазали, не принято. Более того: считается вполне уместным поблагодарить за такое "благословение" и ответить на него тем же. Многие даже отваживаются на то, чтобы специально прогуляться по густонаселенным кварталам, неспешно проехаться по улицам на велосипеде или мотоцикле, чтобы добровольно превратиться в "мишень" и сполна прочувствовать на собственной "шкуре" все своеобразие праздничной фантасмагории, доставив радость и удовольствие соседям, а то и случайным прохожим.

 

      Испокон веков особенность Холи в том, что он позволяет хотя бы не на долго забыть о повседневных заботах и проблемах, отбросить прочь различия в социальном положении, в религиозном вероисповедании или в национальности. Сопутствующий празднику дух свободы, порой, буквально сметает самые непоколебимые семейные и общинные устои. Так, в деревнях северного штата Уттар-Прадеш принято устраивать шутливые побоища, когда женщинам позволяется отколотить бамбуковыми палками или отхлестать прутьями своих мужей, братьев, да и любых других подвернувшихся под горячую руку мужчин. Мощные дозы адреналина, которые получают участники такого действа, усиливаются еще и употреблением ритуального пьянящего напитка "бханг". Обычай предписывает готовить его из размолотых сухих листьев и молодых побегов конопли, добавляя в "коктейль" сахар и молоко. Особенно увлекаются таким "горячительным" поклонники могущественного Шивы. Они убеждены, что "бханг" или поданные к нему сдобренные конопляной начинкой сладости открывают мистические каналы, помогающие ощутить исходящую от божества благодать. Разумеется, провоцируемое атмосферой Холи ощущение нереальности всего происходящего только укрепляет витающее повсюду ожидание чуда.

 

      Увязанный с наступлением полнолуния и солнечными циклами, Холи веками отмечался сельскими жителями Индии как самый яркий весенний фестиваль, воплощавшийся в пробуждающейся природе - расцветающих деревьях и лугах, зеленеющих посевами полях. С годами красочный обычай перекочевал и в города. Прелюдия к сегодняшнему буйству была разыграна накануне. С наступлением сумерек во многих местах запылали костры и изображения демонического персонажа мифологии Холики, символизируя триумф сил добра и света над темными носителями зла. Древние мифы связывают праздник с легендой о жестоком царе демонов по имени Хираньякашьяп. Он невзлюбил своего сына Прахлада за то, что тот истово поклонялся богу Вишну, игнорируя своего всевластного отца. Не раз зловещий правитель пытался расправиться со своим отпрыском, натравливая на него взбесившихся слонов, полчища ядовитых змей, подсылая к нему убийц. Тогда он подговорил свою дочь Холику, обладавшую волшебной способностью выходить невредимой из огня, убедить Прахлада пройти с ней испытание на костре. Брат согласился, но коварный замысел не удался: на выручку Прахладу пришел почитаемый им Вишну, который вынес его из пламени, а Холику лишил магической защиты и оставил сгореть дотла в языках пламени. Прахлад же расправился с демоном-отцом и счастливо правил затем долгие годы в своем царстве.

 

      На этот раз свою драматическую ноту привнесли в праздник жители одного из густонаселенных кварталов Мумбаи - Ворли. Вместо пугала, изображающего Холику, они сожгли чудовищное чучело единственного выжившего участника террористической атаки в Мумбаи - пакистанца Аджмал Касаба. Сооруженный из картона, газетной бумаги, мешковины и бамбуковых реек 15-метровый идол был снабжен для большего сходства с "оригиналом" огромный "пистолетом", а под ногами у него размещалась циклопическая "граната". Обратиться в пепел и дым жуткому воплощению терроризма помогли кипы соломы, служившие ему своеобразным "постаментом". Прежде чем поднести факел к изваянию, президент районного правления Чандракант Авгхаде напомнил, что оно олицетворяет страшные и зловещие силы, которые попытались взять в заложники Мумбаи, унеся жизни более чем 180 человек. "Мы говорим тем самым "Нет!" террору", - подчеркнул он.

 

      Примечательно, что при всей своей беззаботности Холи не лишен и рациональных ноток. Еще накануне в газетах появились объявления и статьи, призывающие решительно отказаться от использования дешевых химических порошков и красок, которые, как выясняется, могут вызывать тяжелые аллергии и поражения кожи. Взамен эксперты наперебой предлагали вернуться к традиционным природным составам, рекомендуя широкий выбор натуральных красителей, которыми так богата индийская земля. К слову, знатоки считают, что традиция посыпать друг друга красками основывается еще и на методиках древней индийской медицины. В прежние времена цветные порошки приготавливались из плодов, корней, коры и листьев лекарственных растений, хорошо известных и сейчас экспертам по Аюрведе. Попадая в целые облака из таких целительных составов и вдыхая их участники празднования Холи помогали себе избавиться от простудных, респираторных и инфекционных заболеваний, которыми зачастую сопровождается в Индии завершение холодного зимнего сезона и приход весны.

 

      После полудня безудержное празднование идет на спад. Индийцы облачатся в чистые одежды и отправятся поздравлять своих родных, близких, друзей. В этот день матери преподносят в подарок своим замужним дочерям новые наряды, а свекрови одаривают деньгами своих невесток. Считается, что Холи - самый подходящий повод и для того, чтобы пригласить жениха на первый званный ужин в семью невесты. Завершить гулянья полагается хорошим ужином или роскошным пиршеством - в зависимости от достатка. И во время застолий непременным угощением будут сдобные пирожки "гуджия". Начиненные смесью миндаля, изюма, кардамона и приправленные ароматными пряностями, они сулят каждому вкусившему надолго сохранить заряд радости и оптимизма - дар веселого праздника Холи.

 

 

 


      Нью-Дели, 11 марта

 

 

 

    Прабуддха Бхарата>>>

     Веданта Кешари>>>

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100