"Нищие и несчастные существуют во спасение наше, дабы мы могли служить Богу, являющемуся к нам в лице хворого или помешанного, прокаженного или грешника! Отваги полны мои слова. Снова и снова повторяю вам: наша высочайшая привилегия в том, чтобы служить Богу во вceх этих лицах". Свами Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ Кабир "Грантхавали" | Глава об истине  

 

 

 

 

                  22. Глава об истине

 

 


      22.1. Кабир: [О человек!] Ростовщик дал [тебе] взаймы денег, так не промотай же их напрасно (1).
      [А не то] окажешься в бедственном положении, когда придет срок возвращать долг.


      22.2. Хорошо возвращать долг, если сердце [твое] чисто.
      И на высшем суде никто не схватит [тебя] за полу (2).

 

      22.3. Кабир: в душе забрезжил слабый свет сознания, когда я отправился в далекое странствие.
      Кабир: Счетовод (3) взял книгу счетов [моих деяний], и на Высшем суде [выяснилось, что я] выплатил долг сполна.

 

      22.4.[Когда] Счетовод откроет книгу счетов, [найдет] [у тебя] несметное количество долгов.
      Пока в [твоем] теле есть дыхание, взывай к [имени] Рамы.


      22.5. Кабир: О люди! Все это ложно - пять раз [в день совершай] молитву (4).
      Кази (5) оскорбляет веру, читая лживые [молитвы].


      22.6. Кабир: для удовлетворения своего аппетита кази может убить [животное] - это все равно, что убить двух браманов (6).
      Взобравшись на минарет, кричит: ["Бог] един", [но] какую будет говорить истину во дворце [Всевышнего]?


      22.7. Кази [и] мулла [впали в] заблуждение, пошли мирским путем,
      Забыли веру в [своем] сердце, когда взяли в руки нож.


      22.8. Употребляя насилие (7), убивает живых [существ] и заявляет, [что это] дозволено.
      Но в каком он окажется положении, когда Господь oткроет книгу [деяний]?


      22.9. Применять насилие - несправедливо, [а еще] просить у Бога справедливости.
      Убийца, стоя у порога во дворце [Творца], будет бит по лицу.


      22.10. Обокрал Всевышнего, подружился с ворами (8).
      Ты поймешь [все], о душа, когда [Господь] o6pyшит на тебя удары.


      22.11. Шейх (9), если ты лишен смирения, зачем совершаешь хадж к Каабе? (10)
      Где найдет Бога тот, у кого сердце нестойко?


      22.12. Хороша еда кхирчи (11), если в нее добавить немного соли (12).
      [Зачем] резать горло [живым существам] ради лакомства к хлебу?


      22.13. Грешники, [собравшись в круг], совершают пуджу (13) - едят мясо и пьют вино.
      Им не достигнуть спасения, они примут миллион мучений и аду.


      22.14. Все варны (14) объединились; поклоняются Шакти и едят [мясо] все вместе.
      [Они] выдают себя за слуг Хари, но [они] пойдут только в Джампур.


      22.15. Кабир: стыдясь людей, [никто] не поминает истинного [имени Бога].
      Сознательно отказываются от золота [и] хватают деревяшку.


      22.16. Кабир: [почему те люди], которые познали, что Творец - единственная суть всего,
      Впав в заблуждение, привязались к [этому] фальшивому миру?

 

      22.17. [Если] лживый встречает лживого, то обоих связывают узы любви.

      [Если] лживый встречает правдивого, тогда [узы] любви разрываются.

 

 

      Комментарий

 

      (1) Смысл аллегориив том, что Всевышний ("ростовщик") даровал милость человеку - рождение. Ш. Водевиль толкует слово "ростовщик" как судьба, которая требует свой долг в конце жизни человека. Ср. [96, с. 269].

      (2) никто не схватит тебя за полу, - т.е. не уличит в греховных деятниях. Ср. вариант в "Адигрантхе" [11, 201]: "Кабир: Запись (в книге деяний) облегчит (твою участь), если на сердце (у тебя) чисто. И на высшем суде никто не схватит (тебя) за полу".

      (3) Счетовод - Читрагупта (citragupta) - один из приближенных Бога смерти Ямы. Мусульманская и индуистская религиозные традиции предусматривают регистрацию богами всех поступков, совершаемых человеком в течение жизни. По мусульманским представлениям, такой реестр (a'mal-nama) ведут ангелы у престола Аллаха, по индуистским, - подобный список (agrasandhuni) составляет Читрагупта. В том и другом случае этот список зачитывается, когда душа умершего появляется на высший суд, и на его основе решается его дальнейшая судьба. Ср. 22.3; 22.4; 22.8; 22.9. Посколько в сакхи 22.8 данный список назван просто "тетрадью" (перс. daftar), представляется затруднительным определить, на какую из двух традиций опирался Кабир.

      (4) В тексте: нивага (nivaga). Ш. Водевиль переводит его "пять чувств". Мы предполагаем, что здесь имеется в виду намаз - обязательный молитвенный ритуал, совершаемый мусульманами пять раз в день.

      (5) Кази - ученый-богослов у мусульман.

      (6) Бхакти, как и представители многих других религиозных учений (начиная с буддизма и джайнизма), в качестве одного из важнейших этических принципов выдвигали требование не причинять зла живым существам (ahimsa), с этим связано, в частности, строгое вегетарианство.

      (7) насилие (перс. zori) - Кабир осуждает установления, которые санскционируют действия, содержащие элемент насилия (например, употребление животных в пищу, ср. 17.7, 9, 12).

      (8) См. примеч. 20 (5.19).

      (9) шейх (араб saih) - глава мусульманской общины.

      (10) Кааба (араб. Ka'aba) - храм в Мекке, главная святыня мусульман и объект их паломничества, именуемого хадж.

      (11) кхичри - похлебка из риса с лущеным горохом, иногда на молоке, слегка сладковатая и приправленная небольшим количеством соли, служила основным блюдом крестьян Индии и признавалась бхактами, проповедывавшими умеренность, подходящей пищей.

      (12) Ср. первую строку в "Адигрантхе" [11, 188]: "Кабир: хороша еда кхичри, а в ней и сладость, и горечь..."

      (13) пуджа (puja) - совершение богослужения.

      (14) Все варны объединились - варна (букв. "цвет") - каждая из четырех главных сословных групп: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

 

 

 

 

 

 

 

 



Яндекс цитирования Rambler's Top100