"Научитесь видеть Бога В любом человеке, будь это мужчина или женщина. Помочь кому-либо не в ваших силах, вам доступно только служение: служите детям Его или, если вы удостоились, служите Ему самому". Свами Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИУчение индийских йогов в свете современной науки  

 

 

 

 

 

          Учение индйиских йогов о здоровье человека в свете современной науки

 

 

 

 

     В настоящее время, когда у Индии и СССР появилось много общих интересов в борьбе за мир, за счастье человечества, когда дружба и сотрудничество между нашими народами все более крепнут, изучение индийской культуры в нашей стране переживает новый подъем. За последние годы были переведены на русский язык и большим тиражом изданы произведения многих индийских авторов по вопросам истории, философии, литературы, искусства и т. д. Все чаще и чаще появляются в печати произведения советских ученых и писателей об Индии. Однако запросы советского читателя пока еще далеко не удовлетворены. Без преувеличения можно сказать, что даже небольшая журнальная статья или газетная заметка об Индии интересует многочисленных читателей.


     В этих условиях исключительно важное значение приобретает вопрос об идейном содержании и внимательном редактировании публикуемого материала. Дело в том, что буржуазный книжный рынок буквально переполнен различного рода чтивом об Индии, т. е. литературой, в которой культура и жизнь индийского народа крайне мистифицированы и искажены.


     Возможность идейного влияния этой литературы весьма реальна даже для советских авторов, пишущих об Индии. Эта возможность превращается в действительность особенно в тех случаях, когда за авторов начинают себя выдавать совершенно случайные или невежественные люди.


     О том, насколько большой вред приносит проникновение антинаучной идеологии в нашу печать, может красноречиво рассказать журнал "Физкультура и спорт", неосторожно, но щедро предоставивший свои страницы некому И. Я. Евтееву-Вольскому.


     И. Я. Евтеев-Вольский со страниц журнала ("Физкультура и спорт", 1959, 3) выступил в роли наставника по врачеванию в свете учения индийских йогов. Перед этим он предпринял ряд публичных выступлений, в которых призывал к внедрению комплекса физической подготовки и врачевания по системе Хатха-йога в масштабах всей нашей страны.


     Не будучи сведущим ни в философии, ни в медицине, И. Я. Евтеев-Вольский в своих выступлениях, естественно, наговорил много благоглупостей. В том же духе, но, по-видимому, вполне самостоятельно, пишут о йогах журналы "Знание сила" (1958, 5), "Наука и жизнь" (1959) и др.


     Так, была предпринята попытка распространения искаженных, превратных сведений и толкований об одном из самобытных явлений индийской культуры религиозно-философской системе йога.


     Что такое йога?


     Скажем прямо: утверждение журнала "Физкультура и спорт" о том, что йога - это глубоко продуманное учение о здоровье человека (7, стр. 28), совершенно не соответствует действительности.


     Йога - это философская, религиозно-идеалистическая система, основателем которой принято считать индийского мудреца Патанджали (около II века до нашей эры). Исходное положение философии йогов состоит в том, что пракрити и пуруша, т. е. материя и сознание, представляют собой две самостоятельные, независимые друг от друга субстанции. Однако в далеком, незапамятном для человечества прошлом случилась беда: пуруша допустил авидью (незнание, невежество), в результате чего произошло смешение и взаимопроникновение этих двух субстанций; пуруша оказался во власти (в оковах , в цепях) пракрити и с тех пор никак не может прийти к своему первоначальному, исходному, независимому состоянию.


     Человек, согласно йогам, представляет собой частный случай смешения пракрити и пуруши, т. е. состоит из тела и души. Все то, что составляет тело, относится к материальному миру, т. е. к сфере неистинного бытия. Все то, что относится к душе (сущности человека), связано с истинным бытием, абсолютной душой, пурушей, атманом.


     Каковы же взаимоотношения между этими представителями истинного и неистинного бытия? Посмотрим, что об этом говорит один из крупнейших знатоков учения йогов индийский философ Свами Вивекананда (1862 - 1902). "Этот мир, - пишет Вивекананда, - не наше настоящее местожительство. Это только один из этапов, через который мы должны пройти. Помните великое изречение философии санкхья: вся природа для души, а не душа для природы. Природа и существует только для воспитания души; иного смысла в ней нет; она существует потому, что душа должна обладать знанием и через знание освобождаться" (1, стр. 32). Эту же мысль, но в более примитивной форме пересказывает Рамачарака: "Материальным телом Дух пользуется только временно, и само тело не более, как одежда, которую человек надевает, носит и сбрасывает с себя" (2, стр. 211).


     Йоги не понимают подлинной, социальной сущности человека. Человек, по их понятиям, представляет собой некую механическую смесь из материалов вселенной , это синтез вселенной или вселенная в малом виде . Они говорят, что человек содержит в себе физическую материю минерального царства, жизненную силу растительного, способность чувствовать и желать животного, простой интеллект, соответствующий высшим животным, в данное время вымершим... и душу, которая одна образует настоящего человека.


     Жизнь человека на земле йоги рассматривают под углом зрения освобождения души. Характеризуя индийский идеализм, Гегель писал: "Индусское представление состоит в следующем: существует одна всеобщая субстанция, которую можно понимать или более абстрактно, или более конкретно. Все возникает от нее. И вершина человеческих достижений состоит в том, что человек как сознание отождествляется с ней. Это слияние достигается в религии посредством благочестия, жертвоприношения и строгих постов, а в философии посредством углубления в чистую мысль" (Гегель. Т. IX. стр. 116).


     Учение об освобождении не является достоянием одной лишь системы йоги. Этот вопрос в той или иной форме ставится во многих религиях (христианство, буддизм и др.), а также в философских религиозно-идеалистических системах (веданта и др.).


     Строго говоря, йога это лишь практическое применение общих положений, разработанных другими системами.


     Таким образом, существуют йоги различных течений и направлений. Из всего множества частных йог наибольшую известность получили четыре:


     1. Джнана-йога - метод освобождения путем познания. Как только незнание (авидья) разрушено, человеческая душа (джива) становится свободной . Крупнейшим представителем джнаны был философ Шанкара (VIII век).


     Основной вопрос философии Шанкара решал с позиций объективного идеализма. За основу всех явлений природы и общества он принимал мировой дух, Брахман. Отрицая различие между субъектом и объектом, Шанкара настаивал на тождестве всего сущего без каких бы то ни было реальных различий. Все предметы материального мира, в том числе и тело человека, говорил он, являются лишь иллюзорной видимостью. Единственной реальностью является душа. Допуская авидью, душа ошибочно связывает себя с телом. Эта связь называется зависимостью. В состоянии зависимости душа не знает или забывает, что она часть бога. Незнание устраняется посредством изучения веданты. Освобождение от зависимости означает полное разъединение души и тела. Достигнув освобождения, душа становится чистым сознанием, свободным от несовершенств.


     В переводе на простой человеческий язык вся эта религиозная мистика означает, что после смерти человека, т. е. после того, как душа освободится от бренного тела, человеческая жизнь якобы продолжается, но в более тонкой и совершенной форме.


     Один из последователей Шанкары пишет: "Никакого изменения в его (человека - В. Б.) действительной личности смерть не производит. Он остается таким же живым, даже больше живым, чем мы с вами, только он не может дать о себе знать, потому что лишился физического переводчика. Он существует в форме более тонкой, не доступной для восприятия человека, живущего в физической среде. Но эта форма тем не менее реальна, как колебания инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре, хотя они и невидимы для нашего телесного зрения".


     Следовательно, те, которых мы называем мертвецами, живут, существуют, только как проводники гораздо более тонких колебаний... Вся наша жизнь по ту сторону не более как продолжение, развитие нашей земной жизни (3, стр. 18, 20).


     2. Карма-йога - метод освобождения путем труда, дела, действия. Имеется в виду, что земная жизнь определяет всю последующую жизнь, или: что здесь посеешь, то там пожнешь. В этом отношении Карма обязывает человека быть активным, прилежно трудиться на благо своего общества. Долг каждого заключается в том, чтобы делать то дело, которое будет возвышать и облагораживать его в соответствии с идеалом того народа или общественного слоя, к которому он принадлежит (1, стр. 41).


     Карма, по мнению йогов, охватывает все явления материального и духовного мира (в этом смысле она проявляет себя как всеобщий закон). Другими словами, все, что мы видели, чувствовали, делали, всякое событие, происходящее во вселенной, будучи, с одной стороны, результатом прошлых дел, становится, с другой стороны, причиной и производит свое действие. Отсюда вывод: мы ответственны за то, кем мы являемся и способны сделать себя тем, кем хотим быть (1, стр. 5). Сторонником Кармы был Махатма Ганди (1869-1948).


     3. Бхакти-йога - метод освобождения путем любви и преданности богу Ишваре. Бхакти, пишет Вивекананда, есть ряд, или последовательность умственных усилий к осуществлению религии, начинающихся с простой молитвы и оканчивающихся самою горячей любовью к Ишваре (4, стр. 17). Бхакти был Рамануджа (XII век), Рамакришна (1834 1886) и др.


     4. Раджа-йога - метод освобождения путем ряда этических, физических и психических упражнений.


     Выступление некоторых наших журналов (7) с призывом к массовому внедрению в нашей стране учения йоги имеет в виду именно Раджа-йогу, да и то не всю, а лишь небольшую часть ее, т. е. так называемую Хатха-йогу. Но дело не только в том, что в данном случае часть выдается за целое, хотя сам по себе этот факт является недопустимым.


     Более грубой ошибкой является другое. Избегая рассмотрения системы йога по существу, авторы журнальных статей бьют на сенсацию. Не имея на то никаких оснований, они пишут: "Хатха-йога... посвящена вопросам предупреждения и лечения заболеваний... ("Физкультура и спорт", 3, 1959). Йоги никогда не болеют" и т. д. Несостоятельность этих рекламных заявлений станет совершенно очевидной, если мы обратимся к историческим фактам и рассмотрим учение йогов по существу.


     Основателем Раджа-йоги был Патанджали. Он разработал так называемый восьмиступенчатый путь освобождения души (см. схему).


     Схема восьмиступенчатого пути освобождения души


     Пракрити и Пуруша (материальная (духовная субстанция) субстанция)

 

     Человек (понимаемый как смесь из частиц Пракрити и Пуруши, т. е. тела и души).


     Для освобождения души от тела человек должен пройти следующие восемь ступеней:


     1. Йама воздержание.


     2. Нияма культура.


     3. Асана положение, поза.


     4. Пранаяма контроль за дыханием.


     5. Пратьяхара удаление чувств.


     6. Дхарана внимание.


     7. Дхьяна созерцание объекта.


     8. Самадха сосредоточение, или поглощение ума объектом созерцания.


     B первых двух ступенях (иама, нияма) человек должен пройти этическую подготовку (упражнения в воздержании от гнева, от нанесения вреда живому, умерщвление плоти, размышление о боге и т. д.).


     На следующих трех ступенях (асана, пранаяма, пратьяхара) человек вырабатывает у себя дисциплину тела, проводит серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени (шестая, седьмая и восьмая) требуют большой физической выносливости.


     Воспитанию дисциплины тела и посвящена Хатха-йога.


     Три высшие ступени (дхарана, дхьяна, самадхи) касаются психических упражнений.


     "Так как йога настаивает на достижении освобождения через самадхи", - пишет Радхакришнан, - "она определяется как самадхи... Это - состояние экстаза, в котором связь с внешним миром нарушается. Это - цель дисциплины йоги, так как она поднимает душу из ее временного, обусловленного, изменяющегося существования к простой, вечной и совершенной жизни. Пуруша возвращается посредством нее в вечное состояние" (8).


     Таковы исходные позиции, содержание и цель философского учения йога. Антинаучный характер этого учения совершенно очевиден.


     Прежде всего, йоги не знают и не понимают подлинной сущности человека. Человек существо общественное, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сознанием и членораздельной речью. Впервые только марксизм, вскрывший законы общественного развития, дал единственно правильное, научное определение сущности человека, рассматривая ее как совокупность общественных отношений. Это значит, что практическая и теоретическая деятельность человека по своему содержанию, по форме, по способу возникновения и развития, а также по стимулам, возникающим из потребностей, носит общественный характер.
Приписывая учению йога оздоровительную направленность, как это делают некоторые наши журналы, это значит грубо искажать суть этого учения, выдавать черное за белое. Могут возразить: Но, ведь, наши журналы берут рациональное зерно в системе йогов, а именно: Хатха-йогу, отбрасывая идеализм и религию. К сожалению, и это не так.


     Обратимся к исходным методологическим принципам, на которых покоится вся система физического воспитания Хатха-йоги.


     1. Учение о пране. По мнению йогов, в космическом пространстве существует и действует мировая сила или абсолютная энергия (прана). Прана присутствует во всем живом от амебы до человека, от самой первичной формы растения до самой высшей формы животного царства (2, стр. 131). Здоровье и сила человека якобы зависят от количества праны, содержащейся в организме. Но прану, согласно йогам, "человек добывает преимущественно из воды, пищи и воздуха. Очень важно, в каком количестве и каким способом следует пить воду и принимать пищу, как правильно дышать". Хатха-йога на этот счет содержит ряд рекомендаций.


     "Прана, - пишет Рамачарака, - не есть "я" человека. Я - это частица Божественного Духа в каждой душе, вокруг которой группируются материя и энергия. Прана же есть та мировая энергия, часть которой употреблена нашим "я" для своего вещественного проявления" (10).


     Итак, жизнь человека представляет собой взаимодействие двух его составных частей - тела и души - при активном участии частиц мировой энергии (праны).


     Здесь мы видим не только то, что йоги целиком и полностью игнорируют социальную сущность человека, но и то, что с биологической точки зрения их понимание жизни человеческого организма не выдерживает никакой научной критики. Учение о пране это попытка доказать, что источником физиологической деятельности человеческого организма является космическая сила, действующая внутри человека как обособленная сущность.


     Учению о пране йоги придают решающее значение. Изложение Хатха-йога без описания праны, - пишет Рамачарка, - было бы абсурдом.


     Теоретическая несостоятельность и практический вред учения йогов в данном случае состоят в том, что оно ориентирует людей не на познание законов (социальных и биологических) и не на использование познанных законов в интересах жизни и здоровья человека, а на поиски и добывание мистической праны.


     2. Учение о клетке. Система йоги состоит, по Патанджали, из четырех частей. Первая часть посвящена природе, целям и формам йоги. Вторая часть посвящена средствам достижения самадхи. Третья часть описанию внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, якобы приобретаемых посредством применения ее на практике и т. д. И, наконец, четвертая часть содержит описание природы и форм освобождения.


     Йога Патанджади не знает учения о клетке. Нет никакого упоминания о клетке и у других представителей этой системы вплоть до второй половины XIX века. Понятия клетка и учение о клетке появились в трудах сторонников системы йога исторически совсем недавно. Произошло это под влиянием европейских клеточных теорий и в первую очередь, по-видимому, под влиянием концепции Вирхова. Известно, что Вирхов в своей теории исходил из абсолютной автономности каждой клеточки как причины существования. Человеческий организм, согласно Вирхову, представляет собой простую сумму составляющих его клеток.


     "...Каждое животное, - писал он в 1858 г., - является суммою жизненных единиц, из которых каждая, отдельно взятая содержит все необходимое для жизни. Единство и отличительный признак всего живого должно искать не на том или другом пункте высшего организма, например, в мозгу человека, а только в том постоянно повторяющемся устройстве, которое мы замечаем в каждом отдельном элементе в каждой клеточке" (11, стр. 13).


     Вирхов до конца своей жизни оставался решительным противником идеи единства организма. В 1898 г. в своей речи на Международном конгрессе естествоиспытателей он говорил:


     "Так как жизнь органа есть не что иное, как сумма жизней отдельных клеток, которые соединены в нем, то жизнь целого организма есть коллективная, а не самостоятельная функция. Если такое коллективное существо подвергается анализу, будь то целый организм или отдельный орган или одна отдельная ткань, которая находится в полной жизненной деятельности, то первая потребность для правильного истолкования такова, что нужно отбросить безусловное единство и нужно иметь н виду отдельные части, клетки, как причину существованиям" (12, стр. 8).


     Итак, Вирхов механистически рассматривал организм как простую сумму клеток, как клеточное государство, как здание, построенное из кирпичиков клеток. Отсюда вытекал так называемый "локалистический" принцип в медицине, согласно которому патологические процессы в организме обусловлены местными, локальными изменениями клеток.


     В физиологии вирховианцы стремились подменить изучение целостного организма изучением свойств отдельных клеток, пытались превратить физиологию организма в физиологию клетки.


     Посмотрим теперь, что говорит Рамачарака, излагая йогическое учение о клетке. "Хатха-йога учит, - пишет он, - что физическое тело человека состоит из многочисленных клеточек, каждая из которых обладает отдельным, независимым от организма в его целом, существованием. Каждая живет своею собственной жизнью, регулирующей все ее действия. Эти жизни являются частью разума, стоящего на определенной ступени развития, что позволяет клеточкам выполнять определенные функции" (10, стр. 27).


     Влияние вирховианства здесь очевидно. Несколько иначе, чем вирховианцы, йоги представляют себе структуру клетки. Клеточка тела, согласно учению йога, состоит из трех начал:


     1. Материи, которую она получает из пищи;


     2. Праны, или жизненной силы, которая сообщает клеточкам способность работать;


     3. Разума, или умственной стихии , составляющей часть Мирового Разума.


     С точки зрения современной науки, клетка - это элементарная система, лежащая в основе строения и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. Клетка состоит из двух основных частей: цитоплазмы и ядра. Цитоплазму и вещество ядра кариоплазму в совокупности называют протоплазмой. Главными компонентами, прото-плазмы являются белки, находящиеся в соединении с различными органическими веществами, а также жиры, липоиды, углеводы, нуклеиновые кислоты, неорганические соли, вода (около 70 80%). Ядро содержит хроматин. В протоплазме имеются постоянные составные части - органоиды. Наряду с микроскопической структурой, выявляемой световым микроскопом, в протоплазме клетки и ее частях с помощью электронного микроскопа, дающего увеличение в сотни раз большее, выявляется сложная и разнообразная субмикро-скопическая структура. Жизнь клетки поддерживается непрерывным обменом веществ.


     Клетка размножается делением на две дочерние.


     В настоящее время установлено, что клетки зародыша любого многоклеточного организма, первоначально относительно однородные, образуются в результате многократного последовательного деления оплодотворенной яйцеклетки. В дальнейшем они подвергаются специализации. Образуются ткани, выполняющие различные функции.


     Несмотря на то, что клетки являются элементарными структурными единицами, в которых осуществляется процесс ассимиляции и диссимиляции, с которыми связаны также основные проявления жизни, жизнедеятельность целостного организма, разумеется, не может рассматриваться как сумма жизней составляющих его клеток. Учение о разумности клеток человеческого организма у современных поклонников учения йога занимает большое место. Вот, например, что пишет Рамачарака: "Каждая, наделенная разумом, клеточка выполняет свою, строго определенную задачу. Примером разумной деятельности клеток может служить тот факт, что все клеточки питаются, извлекая питание из крови, и извергают все лишние, все скопляющиеся в них продукты распада. Процесс пищеварения несомненное доказательство разумной деятельности клеточек" (13, стр. 10).


     Исходя из этих идеалистических позиций, Рамачарака пытается внушить читателям, что по системе йога можно вылечиться почти от любой болезни. Сделать это якобы не так уж трудно. Для этого, по его словам, достаточно умело довести до сознания соответствующих клеток о необходимости борьбы с болезнью, упросить их или приказать им лучше работать . Приведем несколько примеров лечения по системе Хатха-йога.


     Лечение печени. Надо в категорической форме приказать: Печень, исполняй лучше свою работу, ты слишком медлительна, и я тобою недоволен; теперь ты должна работать лучше; работай, работай, говорю тебе, и чтобы не было больше этих глупостей (2, стр. 126).
     

     Лечение сердца. Мягко напомните сердцу, что вы бы хотели, чтобы оно работало лучше, но говорите с ним вежливо и не запугивайте его, как печень. Группа клеточек сердца наиболее разумная из всех групп, контролирующих органы; клеточки печени, напротив, глупее всех других; печень имеет характер лошака, тогда как сердце подобно чистокровной лошади, умной и проворной (2, стр. 127).

 

     Лечение желудка. Желудок обладает значительной долей ума, хотя и сильно уступает сердцу. Кишки совершенно послушны, хотя терпеливы и многострадальны. Кишкам можно каждое утро отдавать приказание выбрасывать их содержимое, указывая при этом час... (2, стр. 127). Количество примеров можно было бы увеличить.


     Однако уже теперь внимательный читатель легко заметит, что подобного рода психотерапия ничего общего с научной медициной не имеет. Никакой способности самостоятельно мыслить современная наука у клеток не обнаруживает. Она и не может обнаружить по той простой причине, что ее не существует. Органом мышления у человека является мозг. Мысль есть продукт мозга, функция мозга. Разум это высшая степень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигать смысл и свойства вещей. Поэтому обращение к разуму клеток желудка, печени и т. д. есть мистика и плод невежества.


     3. Учение о дыхании. С медицинской точки зрения йогическая теория дыхания будет рассмотрена во второй части нашей статьи. Здесь мы хотим обратить внимание читателя на попытку сторонников системы йога придать своей теории дыхания определенный социальный аспект. Речь идет о том, что с помощью правильного дыхания, по мнению йогов, можно дать здоровье не только отдельным людям, отдельным народам, но и всему человечеству.


     "Одно только поколение правильно дышащих людей, - пишет Рамачарака, - возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное" (19).


     Здесь еще раз обращает на себя внимание то обстоятельство, что йоги совершенно не понимают или не принимают во внимание социальную сущность человека. А между тем социальные условия имеют решающее значение для здоровья человека. Кто-кто, а народ Индии это очень хорошо понимает.


     Всему миру известно, что в Индии - на родине йогов - на протяжении последних столетий люди, а среди них и йоги, миллионами преждевременно умирали от болезней и голода. Если в первой половине XIX века было 7 голодных лет и от голода погибло 1,5 млн. человек, то в третьей четверти XIX века за 6 голодных лет погибло 5 млн. человек. В последней четверти XIX века было уже 18 голодных лет, а число умерших от голода составляло 26 млн. человек (см. В. Сингх. "Продовольственные проблемы в Индии". М., 1951, стр. 147).


     В этой беде никакое правильное дыхание не помогало и помочь не могло до тех пор, пока страна находилась под гнетом английских колонизаторов.


     Индийцы правильно вздохнули, когда добились политической независимости страны.


     Здоровье человека зависит не только от уровня постановки физкультуры или здравоохранения в целом, но и от социально-политических причин. Больше того, сама постановка здравоохранения зависит прежде всего от характера общественного строя, господствующего в той или иной стране.


     В Советском Союзе, например, имеются бесплатное медицинское обслуживание, ежегодный отпуск за счет предприятия и другие преимущества свободного социалистического труда. В течение текущего семилетия в СССР будет установлен самый короткий рабочий день в мире, будут введены два выходных дня в неделю, значительно повысится заработная плата и т. д.


     В таких условиях люди имеют в борьбе за здоровье и долголетие жизни исключительно благоприятные возможности.


     Что же касается возрождения всего человечества, то оно уже происходит. Но творцами этого возрождения являются не мистики, пытающиеся отделить душу от тела, верящие в сверхъестественные силы, а те, кто строят новую, подлинно счастливую жизнь, жизнь без голода и лишений, без рабства и угнетения.


                                                                 II

 


     Краеугольным камнем Хатха-йоги является учение о дыхании. Путем тренировки дыхательных функций, по словам представителей йоги, люди получают неограниченную власть над своим телом. Они добиваются возможности посылать вдыхаемую в организм с воздухом прану в любую группу клеток своего тела, в любой его орган. Прана, согласно учению йога, находится всюду вокруг человека, во всей окружающей его среде, в том числе в воздухе, воде и в пищевых продуктах. И чем больше праны поглощает человек, тем более он приближается к своему идеалу и тем здоровее и крепче становится его организм. Вот почему, говорят йоги, при дыхании следует стремиться к тому, чтобы поглощать возможно больше праны, возможно больше извлекать ее из вдыхаемого воздуха. Этому якобы способствует задержка вдыхаемого воздуха в легких. Тогда легкие имеют достаточно времени извлечь всю прану, вдыхаемую с воздухом, и направить ее в нужный участок или группу клеток организма.


     Задержка дыхания широко используется в дыхательных и других физических упражнениях йогов. Полное дыхание йогов, например, соответствует обычному пониманию нами глубокого дыхания, в котором участвуют наиболее полно легкие. У нас выдох следует за вдохом, так как это соответствует физиологической норме. У йогов же затягивается как вдох, так и выдох. Кроме того, между этими двумя этапами экскурсии легких произвольно устраивается задержка воздуха в легких, обычно секунды на три. Следовательно, воздух медленно вдыхается в легкие, задерживается в них, и затем так же медленно выдыхается. Спрашивается, сколько же времени тратиться на вдох и выдох, и вообще на весь акт единичного дыхания. Более точный числовой ответ нам дает так называемое ритмичное дыхание йогов. Его считают по пульсу, так что в среднем каждая единица счета равна одной секунде. Вдыхание производится медленно на 6 ударов пульса, т. е. практически в течение 6 секунд. Вдохнутый воздух задерживается на 3 секунды. Выдох его осуществляется также в течение 6 секунд. После него делается интервал к следующему вдоху также в течение 3 секунд. Таким образом, здесь на один акт дыхания уходит 18 секунд. Еще более длительная протяженность дыхательного акта (единичного) получается в дыхании в соединении с движением. Здесь полное вдыхание как первый этап единичного дыхательного акта проводится на счет восьми шагов. Выдох также проводится в соответствии с восьмью пройденными шагами, а перед следующим вдохом процесс дыхания задерживается также на счет восьми проходимых шагов. Считая, что каждый проходимый упражняющимся шаг никак не меньше одной секунды, мы для этого акта дыхания (единичного) получаем 24 секунды.


     Но и это не предел задержки и затягивания дыхательных актов. Например, при так называемом задержанном дыхании рекомендуется сделать обычное полное йоговское вдыхание, затем задержать воздух, как можно более длительно, - пределом здесь является выдержка адепта, пока ему это не станет трудным. Лишь после этого ему рекомендуется с силой выдохнуть воздух через раскрытый рот. В рекомендациях к этому типу дыхания указывается, что вначале затруднительно долго задерживать воздух. Но по мере тренировки время задержки воздуха может быть значительно удлиннено до 3, 4 и более минут. Кстати говоря, это тот предел задержки дыхания, который доступен лучшим пловцам-ныряльщикам. Однако сами йоги не считают такой отрезок задержки дыхания пределом.


     Соображения йогов относительно задержки дыхательного акта нам понятны (мы имеем в виду их философско-религиозные воззрения). Но чем же объясняют европейские и американские адепты целесообразность подобных задержек? К великому удивлению последние апеллируют к... физиологии. Оказывается, что в период задержанного дыхания происходит якобы более полная вентиляция легких. Воздух при этом проникает в самые затаенные уголки легких, не доступных ему при обычном, так называемом нормальном дыхании, очищает в них воздух, якобы оставшийся от предшествовавших актов дыхания, полнее и совершеннее окисляет якобы кровь. Современная наука утверждает, что дыхание является важнейшей функцией человеческого организма. Дыхание в относительном плане важнее даже питания, ибо, как показывают наблюдения над действительной жизнью и экспериментальные исследования, без питания можно прожить несколько недель, а без дыхания физиологический предел жизни наступает через несколько минут. Однако то, что применяют йоги, противоречит научным взглядам понимания правильного дыхания. Как известно, газообмен - важнейший физиологический акт дыхания - совершается в легочных пузырьках, так называемых альвеолах. Таких альвеол в обоих легких насчитывается около 5 млн. Их стенки покрыты большим количеством волосных кровеносных сосудов. И если все эти альвеолы распрямить и расстелить, то от одного человека их площадь займет пространство, равное обычной волейбольной площадке. Сделаем маленькие подсчеты в плане интересующей нас выше поставленной проблемы: что дает задержка дыхания?


     За одну минуту в покое (у лежащего на койке человека) через легкие проходит во время обычного дыхания 5 л воздуха. У того же человека, но уже при ходьбе за ту же минуту пройдет 15 л воздуха. И, наконец, при сильном его беге соответственно это число возрастает до 120-130 л. Таким образом, сам организм рефлекторно регулирует необходимое количество потребного для него воздуха в зависимости от его состояния и выполняемой нагрузки. Амплитуда возможностей организма здесь огромна: она возрастает в 20 раз и более, если в этом ощущается потребность. Поступает больше воздуха, поступает больше кислорода, в результате в организме активнее совершается газообмен, интенсивнее насыщается кровь кислородом, быстрее выводятся наружу продукты обмена углекислота, молочная кислота и др. Что получается с процессом дыхания, рекомендуемом учением йогов и некритически поддерживаемом их европейскими и американскими последователями?


     Общеизвестно, что в течение одной минуты взрослый человек автоматически, в спокойном состоянии делает 14 15 дыханий. После физической нагрузки это количество может значительно возрасти, удвоиться, т. е. дойти до 30 дыханий и более в одну минуту. При каждом дыхании легкие получают определенное количество кислорода и отдают отработанную углекислоту и другие продукты обмена. При задержке дыхательного (единичного) акта до 18 секунд (ритмическое дыхание йогов) легкие вместо 14-15 дыханий в минуту совершают только три; при задержке дыхательного акта до 24 секунд (тип дыхания йогов - дыхание в соединении с движением ) еще более сокращается количество дыхательных актов, так как организм переходит в движение, т. е. в ходьбу, и у него несколько возрастает количество дыхательных экскурсий. Что же касается так называемого задержанного дыхания йогов, которое может быть урежено до одного дыхания в течение 2-3 минут, то здесь резко нарушаются все физиологические нормы снабжения организма кислородом, что может привести к нарушению жизненных функций, вплоть до смертельной опасности. Налицо значительное снижение процессов газообмена, и не обогащение крови кислородом, как это утверждают адепты йогизма, но ее резкое обеднение, переходящее в кислородное голодание. Это может привести - и нередко приводит - к расстройству ритма дыхания, к одышке, и обусловливает появление так называемой мертвой точки. При данном патологическом состоянии нарушенное кровообращение вызывает резкое побледнение лица, значительную синюшность в окраске кожи и видимых слизистых оболочках, временами тошноту, ощущение непреодолимой тяжести в ногах, а также потерю сознания. Патофизиологическое объяснение данных явлений заключается в значительном скоплении в крови углекислоты и резком нарушении нервной регуляции дыхания.


     На этих патофизиологических состояниях можно воочию убедиться, что дыхательные упражнения йогов преследуют не столько задачи укрепления организма, сколько какие-то другие цели. Это можно понять при сопоставлении всего данного материала с философско-религиозной системой йогизма.


     По учению йогов, основная цель жизни на земле - это освобождение. При нормальном состоянии сознания достижение подобных переживаний в их яркой форме невозможно. При расстроенном же состоянии сознания, при его помрачении, как показывают многочисленные клинические наблюдения, у больных воспроизводятся особые патологические состояния сознания, которые переживающими их лицами (больными), воспринимаются как озарения свыше, как откровения, как просветления, как видения чудесного, необычного.


     Так, в клинике эпилепсии часто отмечаются зрительные галлюцинации, при которых больные очень явственно видят ад, огонь, кровь. При сумеречных состояниях сознания у больных эпилепсией появляются видения рая, переживания необычайного блаженства, ощущения изумительной легкости, иногда переходящие в восхитительный полет в воздухе. Имеются факты, говорящие о том, что в этих состояниях больные иногда наблюдают видения собственной гибели и собственного вторичного рождения. Из таких контингентов больных обычно выходили различные религиозные пророки. Есть указания, что один из основателей мусульманской религии - Магомет - страдал эпилепсией.


     Известный отечественный психиатр В. П. Осипов в разделе "Психическая эпилепсия" так описывает наблюдавшиеся им клинические картины у больных. Иногда мимика больного выражает страх, боязнь, недоумение, в других случаях его мимика и поза обнаруживают переживаемое им экстатическое состояние религиозного содержания; наблюдаются и враждебные реакции на окружающее; судя по мимике и жестам больных, а также по отрывочным словам и фразам, следует заключить, что нередко в этом состоянии они переживают галлюцинаторные явления различного содержания религиозного, устрашающего, реже сопровождающегося чувством блаженства; иногда удается отметить отрывочные и бессвязные бредовые идеи религиозные, идеи величия, связанные с галлюцинациями и иллюзорными восприятиями (14).


     Данная выдержка из труда нашего крупнейшего клинициста знакомит нас с тем, какие переживания в патологии бывают у человека при сумеречных состояниях сознания. Конечно, такие явления, вызываемые произвольно адептами йогизма, в отличие от непроизвольно наступающих сумеречных состояний сознания у страдающих эпилепсией и у других больных свидетельствуют о том, что в большинстве случаев здесь нет болезненного процесса как первопричины. Но здесь, несомненно, есть болезненное расстройство сознания, вызываемое нарушением дыхания и некоторыми другими произвольно вводимыми мероприятиями.


     По словам Абхедананды (7), индусская психология знает пять различных состояний умственной деятельности. Первое из них это к т и п т а разбросанное состояние, нецеленаправленное и рассеянное. Эти люди беспорядочны в своей повседневной деятельности и далеки от философских религиозных идеалов йогизма. Второе состояние умственной деятельности это м у х д а. Оно отмечается у вялых, малоинициативных и малодеятельных людей. Третье состояние - в и к т и п т а. Это уже смешанное состояние. В нем наряду с элементами бездеятельности и разбросанности наблюдаются и противоположные элементы сосредоточенного деятельного поведения. Четвертое состояние э к а г р а - заключенное в одном пункте, заостренное, способное к концентрации. Но все эти четыре предшествовавших состояния непригодны для выживания самадхи. И только пятое ментальное состояние н и р у д х а - состояние хорошо контролируемого и правильно сосредоточиваемого ума, в котором всякая непроизвольная деятельность подчинена высшим идеалам, может обеспечить такое положение, когда ум, переходя свои обычные границы, достигает сверхсознательного состояния самадхи или божественного состояния сознания.


     Следовательно, согласно психологам-йогам, ктипта, мухда и виктипта свойственны обыкновенным людям и не открывают пути в высшие сферы. Последние же два состояния обеспечивают духовный рост и ведут к непознаваемому вечному. Состояние самадхи, по их словам, вызывается не только одними дыхательными упражнениями, но и другими мероприятиями. Важно лишь подчеркнуть, что дыхательные упражнения играют здесь важнейшую роль в приведении сознания адептов йогизма в особые состояния, отличные от нормы и приближающиеся к настоящей патологии.


     Наряду с дыхательными упражнениями для приведения себя в состояние самадхи большое значение имеют некоторые психические процессы, к которым относится сосредоточение, внушение, самовнушение, гипноз и самогипноз. Адепты йогизма знают и прекрасно владеют техникой гипнотических внушений. Вводя себя в состояния, приближающиеся к самадхи, они сосредоточением и дыхательными упражнениями, так же как и специальными позами, погружают себя в особые состояния и произвольно вызывают желаемые религиозные переживания и ощущения. Сила гипнотических и автогипнотических внушений велика. Это показала нам физиологическая школа И. П. Павлова. Сам И. П. Павлов по этому поводу писал: "Ведь нам может казаться, что многие функции у высших животных идут совершенно вне влияния больших полушарий (мозга. - Ред.), а на самом деле это не так. Этот высший отдел (мозга. - Ред.) держит в своем ведении все явления, происходящие в теле. Это давно уже было отмечено в явлениях гипнотического внушения и самовнушения. Вы знаете, что в гипнотическом сне можно внушением воздействовать на многие вегетативные процессы. В то же время известен такой случай самовнушения, как симптом мнимой беременности. При нем происходит вступление в деятельность состояния молочных желез и отложение жира в брюшных стенках, что симулирует беременность. И это исходит из головы, из ваших мыслей, из ваших слов, из больших полушарий, для того, чтобы влиять на такой тихий, истинно вегетативный процесс, как увеличение жировой ткани" (15).


     В подтверждение данных положений о большом влияний внушения и особенно гипноза на всякие проявления в человеческом организме свидетельствуют многочисленные наблюдения и эксперименты. Внушая сытость находящемуся в гипнотическом сне (мнимое кормление), можно обнаружить при исследовании его крови повышенное количество лейкоцитов, белых кровяных телец, так называемый пищеварительный лейкоцитоз. Аналогично внушая спящему в гипнотическом состоянии, что у него жажда и он пьет, можно вызвать тем самым у него обильное последующее выделение мочи с пониженным удельным весом. Внушая в таком же состоянии холод, замечают у гипнотика побледнение кожи, появление на ней гусиного рисунка, а также озноб и дрожь. Эти примеры можно умножить, но и сказанное свидетельствует о том, какое большое воздействие оказывает внушение на организм. Все это йоги знают уже давно и используют в своих мистических ритуалах.


     Вивекананда в своих лекциях по философии йогов, читанных в Нью-Йорке зимой 1895-1896 гг., в разделе "Формы, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым", так описывал методику самогипноза, которую практикуют йоги, и получаемые при этом результаты самовнушения: йоги говорят, что если сосредоточить сознание на кончике носа, то начинаешь чувствовать через несколько секунд удивительный запах. Если сосредоточить его на кончике языка, то чувствуется удивительный вкус; если на середине языка, чувствуешь как будто пришел в сообщение с чем-то; если кто-нибудь свое сознание сосредоточит на небе, он начинает видеть странные вещи. Когда человек, которым овладели сомнения, захочет заняться некоторыми из этих упражнений в йоге, хотя бы и не веря в действительность их, то после непродолжительного упражнения, при появлении вышеуказанных явлений, его сомнения исчезнут, и он будет продолжать с настойчивостью (18).


     Если исходить из научных достижений современной физиологической школы, преимущественно павловской, становятся понятными многие поразительные чудеса йогов, как-то: отсутствие восприятий внешних раздражений при особых состояниях, отсутствие болевых ощущений даже выраженной силы, погружение в особое состояние, напоминающее смерть, и др.


     В последнем случае речь идет о своеобразном умении йогов снижать в себе все жизненные процессы, после чего их помещают в герметический ящик без воды и пищи. В таком состоянии йоги могут пребывать длительное время, после чего ящик открывают и йоги сами возвращаются как бы к новой жизни. Как современная наука объясняет все эти явления, если они имеют место в действительности?


     Такие известные науке явления получили название анабиоза.


     Последний является приспособительным фактором для сохранения жизнедеятельности существ, если они оказываются в неблагоприятных условиях. Обычно это наблюдается при низких температурах. Явления анабиоза встречаются как у беспозвоночных животных, так и у некоторых позвоночных (у летучих мышей и др.).


     По исчезновении отрицательного фактора живые существа, пребывавшие в состоянии анабиоза, возвращаются к своей нормальной жизнедеятельности.


     В ряд аналогичных биологических явлений следует поместить и зимнюю спячку животных. Ей подвержены не только некоторые холоднокровные, как например змеи, лягушки, ящерицы и др., но и теплокровные (ежи, сурки и др.). Этому явлению подвержены даже такие крупные животные, как медведи, которые с наступлением зимних холодов укрываются в своих берлогах и впадают в продолжительное сонное состояние до наступления благоприятных теплых весенних дней.


     У человека в нормальном состоянии не наблюдается ни явлений анабиоза, ни зимней спячки. Однако при некоторых заболеваниях головного мозга у него могут развиться подобные состояния резкого снижения жизнедеятельности организма, это иногда принимает такой резко выраженный характер, что в прошлом, когда эти заболевания еще не были достаточно изучены, таких людей принимали за умерших, иногда даже хоронили.


     Что это за болезненные состояния?


     В медицине они получили название летаргического сна. Нередко при этом виде нарушений в работе головного мозга наблюдается такое резкое снижение всех функций организма, что пульс почти не прощупывается, а сердце выслушивается опытным врачом с большим трудом.


     Летаргический сон может длиться долго, начиная от нескольких дней и кончая месяцами и даже годами. В литературе описан случай, когда 4-летняя девочка впала в летаргический сон и проснулась от него лишь только через 14 лет, в 18-летнем возрасте. Питали больную искусственно, а тщательный медицинский уход не только избавил ее от преждевременной смерти, но даже вернул к жизни. Подобные случаи летаргического энцефалита с точки зрения патологической физиологии, объясняются результатом продвижения глубоко вниз в подкорковые области мозга тормозного процесса.


     При помощи самогипноза, путем длительной тренировки, человек может вызывать у себя явления, напоминающие по своим патофизиологическим механизмам летаргический сон, или, как говорят физиологи, летаргический тип гипноза.


     Это давно знают индийские йоги.


     Большую роль в наступлении гипнотического состояния играют и специальные физические упражнения, так называемые асаны (позы). Древнее индийское сказание повествует, что бог Шива владел 84 000 поз, которым он обучал своих приверженцев. Из них до наших дней дошло 84 позы, а из последних наиболее употребительны около 30 поз.


     Согласно учению йогов, одни из этих поз (пранаяма и мудра) способствуют размышлению, т. е. углубленному сосредоточению с последующим вхождением в сумеречные состояния сознания, другие же из них якобы благоприятствуют развитию большой физической силы, общему укреплению и оздоровлению организма. Кроме того, отдельным из этих поз они приписывают эффективное воздействие на внутренние органы, в том числе на мозг, сердечно-сосудистую систему, железы внутренней секреции и т. д.


     В качестве примера проанализируем некоторые из этих поз и попытаемся выяснить их действительное воздействие на организм, воздействие в физиологическом плане, так, как надлежит выяснить с точки зрения современной науки.


     Стойка на плечах называется позой сарвангасана (санскрит. "все члены"). Согласно учению йогов, эта поза благотворно действует на все члены в отдельности, следовательно, и на весь организм как на целостный механизм. Упражняющийся ложится на спину. Вытягивается во всю ее длину. Руки держит вытянутыми по бокам. Затем поднимает обе ноги вместе до вертикального положения по отношению к тазу, лежащему в данный момент на коврике на полу. После этого таз, поддерживаемый руками, выпрямляется и образует вместе с ногами одну прямую линию.

 

     Таким образом, весь корпус тела покоится на шее и плечах упражняющегося, поддерживаемых отчасти его руками, которые упираются раскрытыми ладонями в боковые поверхности грудной клетки.


     При этом рекомендуется подбородком упираться в грудину и держать в таком положении позу в течение всего времени упражнения. Колебание тела не допускается. Дыхание замедленное и равномерное. В первых упражнениях время пребывания в этой позе составляет полминуты, в дальнейшем оно постепенно повышается и доводится до 8 минут. Выход из позы - медленное и плавное опускание туловища обратно в лежачее положение, вслед за чем рекомендуется принять позу матсиасана - позу рыбы.


     Согласно учению йогов, поза сарвангасана вызывает усиленный прилив крови к щитовидной железе, что повышает активность последней в процессах обмена организма. По утверждению адептов йогов, сарвангасана предупреждает и лечит ряд болезней женского полового аппарата, поскольку перевернутое состояние тела, по-видимому, оказывает какое-то механическое воздействие на матку упражняющейся. Кроме того, йоги полагают, что сарвангасана ведет к омоложению органов и систем тела, задерживает старение, разглаживает образовавшиеся морщины.

 

     Что можно сказать по поводу всех этих утверждений с точки зрения современной науки?


     Современная физиология учит, что движение враг застоев крови. Многие современные профессии, сидячие или стоячие, часто ведут к расстройствам венозного кровообращения, которые нередко обусловливаются нарушениями также и в органах дыхания. С годами, если не принимаются серьезные предупредительные меры из области физической культуры (показанные рациональные упражнения) и профилактической медицины, эти расстройства нарастают и обусловливают появление локальных венозных застоев в ряде внутренних органов (печени, желчном пузыре и т. д.). Это в свою очередь ведет уже к возникновению и развитию хронических заболеваний.


     Как бороться с застоями крови?


     Современной медициной накоплен большой профилактический и терапевтический опыт. Он хорошо сформулирован академиком А. А. Богомольцем: Очень полезны в борьбе с застоями крови в отдельных местах организма гимнастика и массаж. С них надо начинать день или его заканчивать. 10-20 минут, ежедневно затраченных на это, не только придают бодрость на весь день, но и сохранят немало лет жизни. Этим усиливается обмен веществ между тканями и кровью, улучшая питание клеток и выделение ими в кровь, а из крови почками в мочу их отбросов.


     Выполняют ли данные функции асаны? Надо сказать, что, вопреки всем утверждениям йогов и их адептов, конечно, нет. Во-первых, потому, что асаны - это не упражнения движений, а наоборот, упражнения покоя. Во-вторых, позы типа сарвангасаны резко антифизиологичны и, следовательно, не могут дать здоровым, а тем более больным органам того, что им требуется.


     Общеизвестно, что глубокий наклон туловища вниз вызывает усиленный приток крови к мозгу, что ощущается как головокружение, слабость и общее недомогание. А это происходит даже после кратковременного положения. Людям пожилого возраста это последнее даже недоступно. Что же сказать о положении кардинально перевернутого тела с довольно длительным его пребыванием в подобном положении (до 8 минут!). Здесь создается крайне затрудненное движение артериальной крови по большому кругу кровообращения. Кроме того, на сердечно-сосудистую систему возлагается повышенная нагрузка, органы ставятся в анормальное положение функционирования, все это затрудняет их деятельность. Думать, что увеличенный приток крови к разным органам в связи с ее тяжестью при значительном затруднении ее оттока по тем же причинам может массировать все внутренние органы, в том числе и железы внутренней секреции, более чем наивно, и главное бездоказательно.


     Аналогичное можно сказать и в отношении всех остальных асан, для которых характерным является не динамика, а удлиненная статика.


     Вслед за сарвангасаной идет матсиасана ("поза рыбы"). Она рекомендована вслед за первой. Если первая резко ведет к сгибанию шейной части позвоночника и нередко обусловливает болезненные восприятия, то матсиасана ведет к отгибу головы назад в сторону спины, и тем самым как бы нейтрализует предшествовавшую вредность сарвангасаны.


     При матсиасана садятся на пол, вытягивают обе ноги, и затем складывают их по типу ступневого замка. Для этого ступню согнутой в колене правой ноги кладут на левое бедро с поворотом ее вверх. Аналогично этому левую ступню располагают на бедре правой ноги. Пятки обеих ступней должны зажиматься на живот, а их носки расходиться в противоположные стороны. Затем при помощи рук ложатся осторожно на спину, изогнутая назад в сторону спины голова опирается о поверхность коврика, пальцы правой руки берут пальцы левой ступни, а пальцы левой руки пальцы правой ступни. Туловище упражняющегося выгибается возможно выше вверх. Длительность пребывания в позе матсиасана 3 минуты.


     По утверждениям адептов йогов, эта поза способствует глубокому дыханию. В этом она нейтрализует вредные последствия сарвангасаны и якобы устраняет запоры. Многое здесь остается непонятным. Поза подобно сарвангасане явно анти-физиологичная и физически очень трудно выполнимая.


     Поза пашиматанасана ("поза вытягивания ног") несколько проще и легче в выполнении. При ней садятся на коврик, вытягивают ноги, держат их вместе с одновременным выпрямлением их в коленях. После этого вдыхают воздух и медленно наклоняются вперед к ногам, чтобы дотронуться указательным пальцем правой руки большого пальца правой ноги и аналогично указательным пальцем левой руки большого пальца левой ноги. При сгибании делается выдох. Пальцами рук тянут к себе пальцы ног до тех пор, пока согнутые в локтях руки коснутся поверхности пола. Время пребывания в этой позе также 3 минуты, йоги отмечают благотворное воздействие данной позы на органы брюшной полости, в связи с чем якобы проходят запоры, вылечивается целый ряд заболеваний внутренних органов. Адепты йогов сюда включают такие заболевания, как воспалительные состояния мочевого пузыря, заболевание диабетом и др.


     Триконасана ("поза треугольника"). Упражнение проводится стоя. Ноги расставляют на расстоянии полметра одна от другой. Руки вытягивают в стороны ладонями вниз, после чего начинается наклон туловища вправо, пока пальцы правой руки не коснутся боковой поверхности правой ступни. При этом правая нога несколько сгибается в колене, а левая остается выпрямленной. В таком положении нужно оставаться в течение одной минуты, после чего следует аналогичный поворот в левую сторону к левой ноге. В задачу этого упражнения входит укрепление спинных и некоторых других мышц, а также стимулирование нервов конечностей и грудной клетки.


     Одной из наиболее трудных поз йогов является сиршасана ("поза стойка на голове"). Она выполняется в три этапа. На первом этапе становятся на колени с одновременной посадкой на пятки. Затем сгибаются вперед, голову опускают на коврик, а переплетенными пальцами рук захватывают затылок с одновременным упором локтей на пол. Второй этап промежуточный заключается в подъеме туловища с колен и выпрямлении ног, с фиксацией головы на предыдущем месте. Третий этап заключается в выпрямлении ног, в стойке на голове, с приданием ей упора устойчивости путем локтей рук, скрепленных пальцами и фиксирующих голову путем подпора ее затылочной части. Ее продолжительность 3 минуты.


     По учению йогов, эта поза интенсифицирует снабжение мозга артериальной кровью. Последнее обстоятельство способствует повышению качества умственной деятельности, обострению памяти, улучшению деятельности желез внутренней секреции, расположенных в верхней части туловища. Полный отдых, по учению йогов, приносит савасана ("поза расслабления"), производное от "сава", санскрт. - "мертвый". Положение позы на спине при вытянутых вдоль тела рук, сомкнутых ступнях с носками врозь. При этом производится полное расслабление мускулатуры.


     Мы сознательно выбрали позы, фотографии которых помещены в нашей печати, для того, чтобы сам читатель мог, сопоставляя наш текст с рисунками, глубже познакомиться с ними и продумать их возможности. Из всего сказанного, особенно из данных современной физиологии и патологии, видно, что невозможно признать за всеми без исключения асанами какие-то чудодейственные влияния на организм.


     Многие из них антифизиологичны и могут вместо ожидаемой пользы принести несомненный вред (сарвангасана, матсиасана, сиршасана). Для людей зрелого и пожилого возраста большинство из них технически недоступны: и, наконец, вместо движения - динамики - они несут статику, т. е. то, что не является первостепенным с точки зрения понимания задач лечения физическими методами, в первую очередь лечебной гимнастикой.


     В учении йогов асанам отводится не столько роль оздоровителя организма, сколько целенаправленная задача в религиозно-философском аспекте: всячески способствовать приведению тела в состояние самадхи. Многие из этих поз наряду с задержками дыхания и сосредоточением, несомненно, положительно влияют на ускорение наступления особых психических состояний, ведущих к самадхи. Из физиологии нервной системы известно, что если некоторым представителям живого мира придавать для них необычные положения, то они как бы цепенеют и впадают в гипнотические состояния. Это опыты легко проверить на курах и петухах. Так что позе, несомненно, в ритуалах йогов отводится определенное место. В этом же плане, по-видимому, имеют значение и многие указания йогов в отношении питания. Ряд критических замечаний йогов по поводу питания европейских и некоторых американских народов следует принять. Это относится к перееданию, к избыточному потреблению пищи, богатой белками, в первую очередь мяса, к спешке в еде и т. д.


     Но с рядом других рекомендаций йогов, исходящих из их религиозно-философской системы, согласиться нельзя. Так, например, нельзя согласиться с тем, что в пищевых продуктах заключается прана. Ведь одной из главных мотивировок тщательного разжевывания пищи является положение о том, что чем больше во рту раздробляются на микроскопические частицы пищевые продукты, тем больше праны извлекается из них нервами языка, зубов и рта. Йоги очень воздержаны в приеме пищи. Об этом имеются многие свидетельства. Абхедананда сообщает в этом отношении следующее: Все хатха-йоги едят очень мало, и они могут обходиться без пищи много дней и даже много месяцев... Автор (т. е. Абхедананда - Ред.) видел также хатха-йога, который обыкновенно ел только небольшой кусок пресного хлеба в сутки, отказывался носить теплую одежду даже в самую холодную пору..., по доброй воле исполнял тяжелый труд чернорабочего на улице большого города и никогда не высказывал ни малейших признаков утомления.


     Лечение голодом, так называемая разгрузочно-диетическая терапия, пользуется у нас признанием. Однако нельзя же превращать всю жизнь в фактическое голодание, как к этому призывает учение йогов. А призывает оно к этому потому, что не вопросы питания организма играют здесь главенствующую роль, а те же соображения религиозно-философской системы, призывающие к подавлению плоти, как говорили аскеты христианской церкви, добивавшиеся постами блаженной загробной жизни.


     Вместе с тем нельзя также принимать к исполнению рекомендацию йогов о ежедневном значительном потреблении сырой воды до 12-15 и даже 20 стаканов сверх принимаемой пищи.


     Не говоря уже о том, что в ряде мест сырая вода может явиться источником инфицирования, введение такого большого количества жидкости в организм, несомненно, приводит к перегрузке сердечно-сосудистой системы, что не может не сказаться на здоровье людей отрицательно. Таким образом, все рекомендации йогов по линии хатха-йоги преследуют в первую очередь религиозные цели, а не оздоровительно-гигиенические.


     И все они, вместе взятые, как задержки дыхания до возникновения так называемой мертвой точки, самогипноз, анормальные позы, длительные периоды голодания, изнуряющие организм, все это целенаправленно вело к одному - к облегчению вхождения тела в особые состояния сознания типа самадхи в понимании йогов. Интересующиеся вопросами долголетия и собирающие материалы по данной проблеме, не могут отметить, чтобы Индия в период расцвета йогизма, т. е. еще при колониализме, являлась бы страной долголетних людей, страной так называемых долгожителей. Наоборот, в Индии, как нигде в то время, люди жили очень мало. Следовательно, все утверждения адептов йогизма, в том числе и наших врачей (Г. Д. Новинский, К. В. Плясунова) о том, что якобы учение йогов предоставляет исчерпывающие "возможности... добиться совершенного здоровья, лечить болезни без всяких лекарств, предупреждать преждевременное изнашивание организма и сохранять юность до ста лет, к сожалению, не подтверждается повседневными фактами". Если бы упражнения йогов придавали бы организму неслыханную крепость, то разве мог бы знаменитый йог Рамакришна (1834 - 1886) болеть дизентерией и другими болезнями?


     По утверждениям адептов йогов, сам организм своей якобы повышенной сопротивляемостью не должен был дать возбудителю дизентерии возможность развернуться в кишечнике Рамакришны.



     ЛИТЕРАТУРА

 

     1. Вивекананда С. Карма-йога. Изд. 2-е. СПБ, 1916.
     2. Рамачарака. Хатха-йога. СПБ, 1911. З.Чаттерджи Брамана. Сокровенная религиозная философия Индии (лекции). Пер. с франц. Калуга,      1906.
     3. Вивекананда С. Бхакти-йога. СПБ, 1914.
     4. Журнал "Знание сила", 1958, 5.
     5. Журнал "Наука и знание", 1959, 3.


     Кандидат философских наук В.В. Бродов,
     доктор медицинских наук Л. М. Сухаребский.



 

 

 

     

     

     

                     

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100