"Like the rays of the moon, the light of yoga is expanding. All religions, beliefs and sects are receiving shelter under the kalpataru of yoga. Towards the evolution of consciousness yoga has done unforgettable work. Yoga will become tomorrow’s culture and will show a new way of life for mankind." Swami Satyananda Saraswati
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

БРОДОВ В.В. АРХИВБродов В.В. | Ассоциация Йоги СССР  

 

 

     

 


          АССОЦИАЦИЯ ЙОГИ СССР

 

 

 

 

     По инициативе Московского отделения философского общества СССР, секции "Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека" 19-21 октября 1989 г. в Москве/Дом культуры МГУ им. М.В.Ломоносова состоялась первая Всесоюзная научно-практическая конференция "Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека". В ней участвовали делегаты из разных республик, областей и краев /около 700 человек/, а также приглашенные специалисты по йоге из Индии, США, Англии, Франции, ФРГ, социалистических стран. На пленарных заседаниях были заслушаны доклады советских учёных - "Йога и современные медицинские технологии", "Йога в системе массовой физкультуры, задачи оздоровления населения", "Медико-социальные аспекты йоги" и другие. Директор института им. Рамамани Айенгар, г. Пуна /Индия/ Б.К.С.Айенгар выступил с докладом "Йога и здоровье" и вместе с группой своих учеников продемонстрировал фрагменты из практических занятий. Член Калифорнийской ассоциации учителей йоги, участник редколлегии журнала "Йога", г. Сан-Франциско /США/ Джудит Лазатер изложила свои соображения на тему "Терапевтические аспекты йоги". Работали секции, их было три: "Йога и самосовершенствование", "Медико-биологические и психологические аспекты йоги" и "Практические и организационные вопросы использования йоги для оздоровления населения".

 

     На учредительном заседании конференции было принято решение о создании Ассоциации йоги СССР, таким образом было положено начало еще одному организованному общественному движению, имеющему цель духовного и физического совершенствования любого отдельного человека.


     Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога, с философской точки зрения, это идеализм, религия, мистика, а на практике - это знахарство, шаманство, акробатика. В 1970 г. на экраны страны вышел научно-популярный фильм "Индийские йоги. Кто они?" У создателей фильма, в том числе и у меня, как главного консультанта, был замысел - во-первых, на материале, которым располагал режиссер, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у зрителя размышления на тему "Твои возможности, человек". У наиболее влиятельных чиновников из Минздрава и Госкомспорта СССР была однозначная реакция на содержание фильма: пропаганда мистики и идеализма. Вместе с фильмом осуждению подвергалась вся йога.


     Член академии медицинских наук А.В.Снежневский в сборнике "Медицинский оккультизм" /Изд. "Медицина", М., 1971 г./, высказав свое "политическое возмущение" в адрес тех, кто допустил на экран названный фильм, предал анафеме йогу как разновидность оккультизма. Газета "Советский спорт" /24.3.1973/ назвала Хатха-йогу частью религиозно-философской системы и "осколком религиозно-культовых учений". Доктора медицинских наук В.С.Лобзин и М.М. Решетников /"Аутогенная тренировка". Справочное пособие для врачей''. Л.,1966/ с претензией на знциклопедическую достоверность пишут: "По своей сути философия йогов - законченное идеалистическое учение". Газета "Советская Россия" /15,12.1966/: "Учение йогов - наиболее изощрённо и тщательно разработанная религиозно-мистическая система". И т.д. и т.п.


     А тем временем многие советские люди в индивидуальном порядке практиковали физическую культуру индийских йогов, получая при этом, как правило, высокие положительные результаты для своего здоровья. Роль учебных пособий играла иностранная литература "по йоге", её переводы /"самиздат"/. Постепенно по всей стране стихийно стали возникать "йоговские группы здоровья". Среда руководителей групп наиболее в йоге просвещенные и одаренные становились настоящими учителями /гуру/. Сегодня мы можем говорить уже о наличии в Советском Союзе целого ряда оригинальных советских школ по методике и практике йоги. Поиски и использование "рационального зерна" в этой практике и учении продолжались в разных аспектах, в том числе технических. И не без успеха. Блестящим примером тому могут служить усилия сотрудника Школы высшего спортивного мастерства Л.Н.Кузнецова. Исследуя йоговский феномен "сон на гвоздях", он не только нашел в нем рациональное содержание, раскрыл его механизм терапевтического воздействия на организм человека, но и изобрел весьма эффективное техническое средство для достижения лечебных целей. Его изобретение - так называемый "ипликатор" - ныне хорошо известно и применяется не только в Советское Союзе, но и за рубежом.


     Йоговская пранаяма - предтеча научного открытия нашего отечественного врача К.П.Бутейко, его учения о дыхании, известного под названием "Волевая ликвидация глубокого дыхания". О феноменах А.Чумака и А.Кашпировского - предмет особого разговора и специальной статьи.


     Таким образом, сам ход событий определил необходимость учреждения в нашей стране Ассоциации йоги, в обязанность которой вошло бы, во-первых - дать философский и естественно-научный, прежде всего медико-биологический ответ на вопрос: что такое йога и каковы её реальные возможности на службе здоровью современного человека?


     Во-вторых: координировать действия и объединить усилия всех уже сложившихся и вновь создаваемых школ, групп, кружков, секций, усиленно практикующих йогу.


     В-третьих: продолжать исследования советских, и не только советских, востоковедов, положивших начало диалектико-материалистическому прочтению учения индийских йогов в подлинниках. Публиковать статьи, книги, в методологическом отношении новые учебные пособия и учебники. Эта акция необходима потому, что в Индии и за её пределами сложиласъ традиция религиозно-идеалистического толкования йоги. Известно, что европейские колонизаторы в свое время много сделали для того, чтобы исказить и превратно истолковать историю закабаленного, но не покорённого индийского народа. Среди глашатаев колониализма широкое распространение получила концепция, согласно которой народы колониальных и зависимых стран вообще не способны к подлинному и самостоятельному философскому мышлению. Индийские философы являются "мудрецами низшей расы", высокомерно писал англичанин Гау, их "тропическое мышление находится в состоянии неподвижности и застоя". "Запад есть Запад, Восток есть Восток, - восклицал Р.Киплинг, - им никогда не сойтись". Короче говоря, "Запад пытался сделать всё возможное, чтобы убедить Индию, что её философия является абсурдной, её искусство - пустым, её поэзия - не вдохновляющей, её религия - причудливой и её этика - варварской" /С.Радхакришнан/" Формы и методы, которыми пользовались колонизаторы, третируя индийсукую духовную культуру, известны. Говоря словами Маркса, это была тщательно продуманная и жестко проводимая "адская политика". На протяжении многих лет и десятилетний апологеты колониализма сочиняли исторические и философские "адские" труды об Индии. Сложилась целая литература, которая, к сожалению, до сих пор оказывает своё тлетворное влияние не только в Индии, но далеко за её пределами, в том числе частично и в нашей, стране, особенно - по отношению к йоге.


     Конспектируя труды немецкого философа Гегеля, В.И.Ленин писал:


     "Я вообще стараюсь читать Гегеля материалистически, Гегель есть поставленный на голову материализм….т.е. я выкидываю большей частью боженьку, абсолют, чистую идею" /"Философские тетради", стр. 93/. Придерживаясь ленинского методологического принципа историко-философского исследования, мы обнаруживаем, что по своей сущности йога не является философией и не нуждается в связи с религией. В своих исходных методологических принципах йога опирается на стихийный материализм и диалектику атеистической философии санкхья.


     В-четвёртых, для обмена опытом устанавливать и развивать творческие контакты с Ассоциациями йоги других стран и континентов.


     Мы рассматриваем йогу как один из резервов здоровья.


     К сожалению, не всякий человек может /или хочет, или способен/ воспользоваться этим резервом, но только тот, кто имеет неутолимое желание и волю самосовершенствоваться, т.е. "быть творцом собственной жизни, здоровья и счастья". Путь к здоровью и счастью открыт для всех, надо только постоянно работать над собой, стремясь к познанию биологических, моральных и психологических корней своих недомоганий. Мы обязаны знать и быть врачами своего собственного тела и духа, ибо стремление лечить болезнь тела, не обращая внимания на болезни духа, есть попытка достичь невозможного. Жизнь бесконечно интересна и прекрасна. Единство истины, добра и красоты - духовная основа человеческой личности.


     Чем удобна и выгодна йога? Во-первых, она общедоступна, занимает мало времени и весьма эффективна в профилактике заболеваний. Во-вторых, нетребовательна ко внешним условиям и не нуждается в гимнастическом оборудовании: два квадратных метра площади и коврик /летом - на траве/, упражнения проходят тихо, бесшумно; некоторые упражнения можно проводить утром /перед завтраком/, днем /в перерыве на работе, достигая этим немедленного освежения и устранения усталости или сонливости/ и вечером /перед сном/. В-третьих, само собой возникает желание бросить курить, избавиться от склонности к алкоголю и потреблению наркотиков.


     Принципиально важно отметить, что Ассоциация ориентируется в своей работе на материалистическое прочтение, истолкование йоги. На практике это означает, в первую очередь, что упражняющийся в йоге, как личность, не меняет присущий ему образ жизни и мысли. Для него йога - это:


     - физическое совершенствование, приобретение и сохранение до глубокой старости сильного, гибкого, гармонически развитого, красивого тела;


     - выработка общего иммунитета к заболеваниям;


     - уравновешенная психика: приобретение умения контролировать чувства и управлять ими;


     - развитие положительных качеств: стремления к трудолюбию, социальной справедливости, физической опрятности, нравственной чистоте.


     В этом смысле мы говорим, что йога - система саморегуляции и самосовершенствования личности. Могу сослаться на свой личный опыт. С фронта в 1945 году вернулся израненный и больной. Врач, выписывая лекарства, "утешал" меня - Вы еще лет десять, а то и пятнадцать протянете… К сожалению, лекарства мало помогали. Обострившиеся болезни /сердечная недостаточностъ, радикулит, солевые отложения, камни в почках и многие другие/ заставили меня "попробовать" хатха-йогу. Изучение первоисточников /я индолог/ и личные консультации у индийских специалистов помогли мне овладеть элементами этой оздоровительной гимнастики. В результате исчезли все мучившие меня недуги. Исчезли без помощи врачей и без лекарств. Сегодня, в год своего 78-летия, я сердечно благодарю и низко кланяюсь великому индийскому народу за то, что он дал человечеству йогу. Вспоминаю своего тёзку - Василия Феофиловича Купревича, бывшего президента Академии наук Белоруссии, который в декабре 1965 года, обращаясь к комсомольцам, сказал: "Каждому из нас хочется жить подольше. Поверьте, даже глубокие старики никогда не хотят умирать. Никогда! Человек ни разумом, ни телом не приемлет смерти, и это не зависит от количества прожитых лет. Недавно пришлось перенести три операции, очень тяжелых, и, честное слово, хотелось жить, хотя мне далеко уже не двадцать лет! Смерть противна человеческой натуре, и поэтому мы так активно боремся с ней с помощью медицины… Медики всяческими способами стараются продлить жизнь человека. Появились такие лекарства, как пенициллин. Врачи научились излечивать людей от туберкулеза, тифа, оспы и других инфекций. Но если медицинская наука пойдет только этим путем, то она неизбежно приблизится к преодолимому рубежу, достигнет своего потолка… Поэтому нельзя идти только одной дорогой. Нужно объединиться ученым из разных отраслей знания, чтобы подробно узнать всё о человеческом организме, познать самые интимные процессы, которые происходят в нем".


     Очевидно, добавим мы, здесь определенную роль может сыграть йога, её тысячелетний опыт.


     Ассоциация работает в тесном контакте с государственными, общественными организациями, задачами которых является оздоровление населения, повышение культурного уровня, укрепления дружбы между народами.

 


     Несколько слов о структуре Ассоциации

 


     Методологический отдел /теория, идеология/.


     Научно-исследовательский отдел /медицинское направление/ - осуществляет свою деятельность /йога-терапия/ на базе "Клиники неврозов" /ул. Донская, 43/.


     Физкультурно-оздоровительный отдел - занимается вопросами организации и проведения занятий с практически здоровыми людьми /профилактика возможных заболеваний/.


     Редакционно-издательский отдел - публикация учебников и методической литературы.


     Отдел международных связей - деловые и творческие контакты с зарубежными организациями, переписка, приемы, командировки.


     Наш адрес: Москва, ул. Донская, 43, тел. 232-54-63.


     Президент Ассоциации йоги СССР,
     Доктор философских наук, профессор / В.В.Бродов /

     10 дек. 1989 г. Тел. 140-95-34 /дом./
     278-23-00 / сл. /

     




      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100