«Майя или Пракрити состоит из видьи и авидьи. Видья есть та энергия, которая ведет к Богу. Она проявляет себя истинным различием реального от ложного (вивека), отсутствием привязанности (вайрагья), верой в Бога и любовью к нему (бхакти, према). Авидья, наоборот, ведет ко всему земному. Эта энергия выражает себя в различных страстях, в желании богатства, почестей, в гордости, в работе из-за личных интересов, в эгоизме» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


 

 

 

 

 

 


БРОДОВ В.В. АРХИВБродов В.В., Бродов А.А. | Индийские йоги. Кто они?  

 

     

 

 


         "Индийские йоги. Кто они?"

 

 

 

 

     Нет, речь пойдет не о фильме, который под этим названием вышел на экраны 20 лет тому назад. Напомним лишь о том, что у создателей фильма, в том числе и у главного консультанта (одного из авторов этой статьи), был замысел: во-первых, на киноматериале, каким располагал режиссер, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у нашего мыслящего естествознания (ученых, в первую очередь представителей медико-биологических наук) размышления на тему "твои возможности, человек"; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья. К сожалению, по идеологическим причинам застойного периода, замысел не получил ожидаемого понимания и оценки. У наиболее влиятельных чиновников из Минздрава и Госкомспорта была однозначная реакция на содержание фильма: "пропаганда идеализма и религии".

 

     В первых рядах защитников застойной идеологии, в данном случае выступили медики. Академик АМН В.Снежневский в сборнике "Медицинский оккультизм" (изд. "Медицина", М.,1971), высказав свое "политическое возмущение" в адрес тех, кто допустил на экран названный фильм, предал анафеме йогу как разновидность оккультизма. Газета "Советский спорт" (24.03.1973г.) назвала хатха-йогу частью религиозно-философской системы и "осколком религиозно-культовых учений". Доктора медицинских наук З.С.Лобзин и М.М.Решетников ("Аутогенная тренировка". Справочное пособие для врачей" Л.,1986г.) с претензией на энциклопедическую достоверность писали: "По своей сути философия йогов - законченное идеалистическое учение". Газета "Советская Россия" (13,12. 1986г.): "Учение йогов - наиболее изощренно и тщательно разработанная религиозно-мистическая система" и т.д. и т.п.

 

     Результат сей критики известен: пригвожденная к столбу "не нашей идеологии", йога была запрещена.

 

     Однако не все советские люди разделяли аргументы и мотивы, по которым был издан запрет. Многие практиковали хатха-йогу индивидуально, "тайно", у себя дома. Когда же наступили годы перестройки, по всей стране, как грибы после дождя, возникли так называемые "йоговские группы здоровья".

 

     Дополнительным импульсом их роста послужило резкое ухудшение экологических условий жизни, нехватка врачей и медикаментов. Люди стали обращаться к народной медицине, а также к использованию достижений древних видов физической культуры. Сегодня мы можем говорить уже о наличии в Советском Союзе целого ряда школ, клубов и даже ассоциаций йоги, размах и объем деятельности которых настолько велик и разнообразен, что назрела необходимость "во всем разобраться" и ответить на вопрос: "Советские йоги. Кто они?"

 

     Все советские йоги условно могут быть разделены на три группы.

 

     1). Лица, проводящие курс лечения ("йоги-терапевты"). В московской "Клинике неврозов", например, коллектив, возглавляемый доктором медицинских наук В.С.Чугуновым, в процессе лечения использует хатха-йогу.

 

     2). Лица, занимающиеся йогой в группах ("йоги-профилактики").

 

     З). Лица, занимающиеся самостоятельно.

 

     У нас нет намерения критиковать отечественных йогов, к каким бы школам или группам они не относились. Будем терпимы друг к другу. Идет сложный процесс теоретического осмысления и практического применения в тысячелетиях накопленного многосложного опыта самовоспитания и самосовершенствования человеческой личности. Конечно, следует считаться с тем, что возможны ошибочные, неадекватные толкования текстов древнего учения. В практических занятиях такие ошибки также возможны. Однако, у компетентного Учителя (Гуруджи) при внимательном отношении к делу, если и возможны ошибки, то небольшие, легко поправимые. Непоправимые ошибки (порой с трагическим исходом) происходят лишь в том случае, когда в роли Учителя выступает невежда, дилетант, лжейог. Речь идет об искажении учения и практики йоги, когда они подменяются тем, чему йога никогда не учила.

 

     Сейчас у нас в стране непомерным размах увлечения йогой во многом напоминает сложившуюся в начале текущего столетия ситуацию на Западе, о которой Р.Роллан писал: "Слово йоги скомпрометировано на Западе всевозможными шарлатанами и мошенниками, которые употребляли его недостаточным образом. Так как эти духовные методы, основанные на гениальной, испытанной веками психофизиологии, обеспечивают тому, кто их усвоил, нравственное господство, … то на это способы, реальные или воображаемые, набросился корыстный прагматизм тысяч дураков, грубый спиритуализм которых мало отличается от коммерческой операции: вера становится разменной монетой для приобретения благ мира сего: денег, власти, здоровья, красоты, мужественности... (См. рекламы сомнительных врачей и подозрительных факиров в газетах ) (т.20,стр,16).

 

     Если бы Р.Роллан мог обратиться к нашим современным газетам и журналам, то ему бросилось бы в глаза изобилие рекламных объявлений, заметок и статей не только "всевозможных шарлатанов и мошенников", но и "сомнительных врачей и подозрительных факиров" из числа самозванных йогов, экстрасенсов, психотерапевтов, ювенологов и т.п.

 

     Отсутствие должной квалификации, незнание противопоказаний и ограничений асан и пранаямы хатха-йоги, не говоря уже о принципах морали и нравственности (яма, нияма), ведет к тому, что так называемые "учителя" ставят под угрозу здоровье доверяющих им людей.

 

     В последнее время наблюдается неудержимый рост количества лжейогов. Благоприятствуют этому общественно опасному явлению, по меньшей мере, два обстоятельства. Во-первых, поскольку ни квалификация "учителя", ни качество его "труда" компетентными людьми не аттестуются и не контролируются, а деньги с учеников взимаются немалые, постольку путь к халтуре и большим и грязным деньгам открыт. Во-вторых, благодаря непомерно раздутой рекламе, растет спрос на руководителей "йоговских групп здоровья". Заявки поступают из разных районов и городов, от профсоюзных организаций предприятий, учреждений и даже спортивных обществ: нужны Учителя! А где их взять? Минздрав и Госкомспорт, по вполне понятным причинам, их не готовят. И тогда, если допустимо такое сравнение, в гуще событий начал действовать стихийный "закон рынка" по формуле: спрос рождает предложение. В йогу хлынула разноликая масса случайных людей. Нет необходимости приводить много примеров. Ограничимся одним, нам близко известным. Химик, кандидат химических наук, оставив свою профессию и ученую степень, "ушел в йоги". Ведет платные занятия в "группах здоровья", выступает с лекциями. Перед нами Абонемент №58 (на 1989г.) и № 59 (на 1990г.) "Йога, здоровье и творчество". Цикл лекций и практических занятий. Лекции читает и практические занятия проводит тренер-методист… то есть знакомый нам кандидат химических наук. Адрес лектория: Москва, Политехнический музей.

 

     Первое знакомство с тематикой названного цикла лекций нас удивило и насторожило: химик выступает и как философ ("Санхья - философская основа йоги", "Природа интуиции"), и как врач ("Йога и здоровье", "Йога и культура интимных отношений"), и как психолог ("Психотренинг йоги" - для людей различных профессий - творческих работников, менеджеров, хозяйственников). Мы побывали на лекциях. Опасение наше подтвердилось: лектор дилетант, путаник, а в некоторых вопросах полный невежда. А чего стоят его лекции на тему "Медитация и религиозный опыт" и практикум "Методы выхода в необычное состояние сознания". На практических занятиях выяснилось, что в группы зачисляются ученики без справки от врача, без учета личностных (в том числе возрастных и психологических) особенностей ученика, без ограничения количественного состава группы. Диву даешься: как это так можно "пудрить мозги" людям! Здесь беззастенчивость перерастает в открытый обман.

 

     Старая поговорка гласит: "Невежда, если его своевременно не разоблачить, быстро наглеет и начинает с апломбом выступать в роли ученого-просветителя". Свежий пример. На вопросы журналиста "Московской правды" (№ 248, 05.12.90г.): Что такое йога? физические упражнения? медицина? религия? где ее истоки, какова история? - последовал ответ: "Вряд ли кто-нибудь сможет вразумительно ответить на эти вопросы, потому что истоки йоги как раз и неизвестны. Возможно, йога - подарок землянам от жителей космоса".

 

     А мы-то, невежды, до сих пор считали, что йога - плод творческого гения индийского народа. Однако, отбросим шутки в сторону. Кто же мог выплеснуть на страницы уважаемой газеты столь кощунственную "гипотезу" об истоках йоги? Знаток космологии? Специалист в области изучения НЛО? Нет. Оказывается, что все тот же "всепросвещенный" химик - на сей раз назовем его фамилию - Тетерников Л.И. Видимо, под его, Тетерникова, влиянием в этой же газетной статье учению йоги приписывается целый набор таких качеств и свойств, которых оно не имеет, и по своей сущности не может иметь. Так, например, если йога придерживается принципа "ахимсы" (ненасилия) и осуждает физическое и духовное возвышение одного человека над другим человеком, то в статье говорится о том, что существует "боевая йога", с помощью которой "подростки и люди, стремящиеся возвыситься над другими, могут получить соответствующую подготовку". Во-вторых, в статье утверждается, что йоги "мысленным влиянием разгоняют небольшие облака". В-третьих, утверждается, что "йога универсальный метод народной медицины". В-четвертых, йогой могут заниматься все - у нее нет ни возрастных, ни медицинских, ни каких-то иных запретов". И т.п.


     Интересы здоровья людей обязывают нас напомнить, что, во-первых, йога - совокупность весьма сложных комплексов средств и методов самосовершенствования личности. Она занимается телесным, нравственным, умственным и душевным здоровьем человека. Методологический ключ к успешному освоению методики и практики йоги - глубокое и четкое понимание взаимоотношений (взаимосвязей) между сознанием и телом человека. Не всякий ученик (садхак) способен овладеть йогой. Необходим соответствуюий уровень знаний о человеке и его организме, об анатомии, физиологии и психологии. Индийские специалисты утверждают, что ученик должен обладать определенным минимумом волевых качеств, ровным разумом, быть настойчивым в достижении поставленной цели, способным вынести испытание, желающим совершенствовать свой труд, быть выдержанным при всех обстоятельствах. Даже обладая столь высокими качествами "с большим усилием садхак может достигнуть озарения за 12 лет" (Б.К.С. Айенгар). Заявление нашего химика о том, что "йогом скоро у нас может стать каждый" ("Комсомольская Правда", 06.03.1990 г.), есть плод невежества или заведомый обман.

 

     Во-вторых, в йоге обучение тесно связано с влиянием личности учителя (гуру: "гу"- темнота, "ру" - свет"; гуру - устраняющий темноту и приносящий свет) на ученика. Индийская аргументация: учение йоги содержит эзотерическое (тайное, скрытое) и экзотерическое (общедоступное) знание. В этом состоит причина, почему нуждаются в помощи учителя. Учитель йоги - не обычный преподаватель. Это состояние души, состояние духовного возвышения, свято сочетающее в себе единство истины, добра и красоты.

 

     В-третьих, йога, если стремиться овладеть всеми ее комплексами средств и методов самосовершенствования, склоняет к особому образу жизни и мысли, ведущему к самоизоляции, уходу в себя, в свой "микрокосмос". Но ученик, как правило, не может или не хочет менять свой уже сложившийся образ жизни и мысли. Возникает противоречие, внутренняя борьба, исход которой в большинстве случаев не в пользу йоги.

 

     Конечно, каждому человеку надо знать, что забота о собственном здоровье - прежде всего его личное дело. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Но человек формирует себя главным образом в общении с людьми, в процессе общественных отношений. Человек очищает свой внутренний мир, свою душу в труде, а труд - явление общественное. Только в обществе и вместе с обществом человек (личность) может сотворить себя и обрести высокие духовные ценности. Йога - кладезь мудрости, ценный резерв физического и духовного здоровья. Казалось бы, надо радоваться, что по всей стране ширится и совершенствуется "йоговское движение". Но случилась беда: в советскую йогу проникла тетерниковщина, заразила ее духом коммерции и невежества, что ведет к иммунному дефициту человеческой духовности.

 

     Интересы здоровья людей, занимающихся йогой в организациях (школах, центрах, ассоциациях), требуют строгого научного контроля со стороны Минздрава и Госкомспорта СССР.

 

 


                                                       Бродов В.В.

                                                        Бродов А.А.

                                                             1990 г.


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015


 

 

 

 

 


Яндекс цитирования Rambler's Top100